16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
22 марта 2011, 12:02 Путешествия

Испания поможет России перейти на европейские рельсы

Лента новостей

Испания готова сотрудничать с РЖД в развитии в России высокоскоростного сообщения. Один из предварительных контрактов предусматривает инновационную систему стыковки российской и европейской колеи

Посол Испании в России Хуан Антонио Марк в интервью BFM.ru рассказал о перспективах сотрудничества двух стран в высоких технологиях. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Посол Испании в России Хуан Антонио Марк в интервью BFM.ru рассказал о перспективах сотрудничества двух стран в высоких технологиях. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Последние четыре дня марта в московском Манеже будет проходить первая в нашей стране выставка испанского бизнеса. Экспозиция, которая с учетом российских политических реалий названа «Испания сегодня: жизнь и инновации», представит крупнейшие испанские компании, уже работающие в России или намеревающиеся выходить на российский рынок.

Любопытно, что местом для демонстрации испанских инноваций избран именно «Манеж», который почти двести лет назад построил такой инноватор в архитектуре, как испанский архитектор Агустин де Бетанкур (проведя на службе российского императора более полутора десятка лет испанец получил русифицированные имя и отчество Августин Августинович). То, что он в свое время создал, не имело аналогов в мировой архитектурной практике: здание шириной 45 метров перекрывалось без внутренних опор уникальной конструкции деревянными стропилами. Это позволяло маневрировать в «Манеже» целому кавалерийскому полку.

28 марта полку испанцев в Москве существенно прибудет. По словам посла Испании Хуана Антонио Марка, его страна «полна решимости стать самым энергичным партнером России в процессе ее модернизации». Эта фраза требует пояснений.

Сотрудничество двух стран в традиционных областях пока не поражает своими масштабами. Среди государств Евросоюза Испания находится на десятом месте по объему товарооборота с РФ (чуть более 7 млрд долл. в 2010 г.). Г-н Марк видит большие перспективы развития двусторонних экономических отношений именно в инновационной сфере. Точно так же, как мало кто в России помнит о Бетанкуре, придворном испанском архитекторе Александра Первого, так же мало в нашей стране известно о прорывах испанских современных технологий.

Почта России 3 года назад напомнила о том, кто построил московский Манеж.

«Будущее описывается двумя терминами — диверсификация и инновация»

Между тем Испания занимает первое место в Европе по протяженности путей скоростной железной дороги и является одним из мировых лидеров в области использования возобновляемой энергии. И теми и другими технологиями испанцы были бы рады поделиться с Россией.

Об этом в преддверие открытия выставки Испании посол Хуан Антонио Марк рассказал в интервью BFM.ru. Он, в частности, отметил, что в рамках российско-испанской комиссии по энергетике в 2011 году была создана рабочая группа, задача которой — вывести сотрудничество в этой сфере на новый уровень. Испании с углеводородами не повезло, поэтому она сконцентрировалась на развитии возобновляемых источников, солнечной и ветряной энергетике. (Добавим, что сейчас, когда на фоне событий в Северной Африке нефтяные цены вновь устремились вверх, альтернативная энергетика — это спасательный круг для испанской экономики. Как писала на днях газета El Pais, страна импортирует до 75% энергоресурсов. На каждые 10 евро прироста цены на нефть Испания теряет по счетам энергетиков более 6 млрд евро. В этих условиях испанское правительство вводит изобретательные меры экономии, финансово поощряя замену старых покрышек на автомобилях и замену старых лампочек накаливания на современные энергосберегающие).

Хотя Россия богата традиционными энергоносителями, сотрудничество в сфере инновационной энергетики «сулит обеим странам хорошие перспективы», полагает глава испанской дипмиссии.

Скромные цифры торгово-экономических связей России и Испании посла не смущают: «Мир стремительно развивается и меняется. 30 лет назад в первой десятке самых крупных мировых банков не было ни одного испанского. Сейчас их два: Banco Santander и BBVA. Поэтому важно обращать внимание не на данность, а на тенденции». А тенденции таковы, что, как считает Хуан Антонио Марк, «лет через семь количество испано-российских СП возрастет во много раз, так же, как объем инвестиций. А через 15 лет Россия превратится в «очень динамичную страну с диверсифицированной экономикой». На сегодня, по данным российского вице-премьера Александра Жукова, курирующего проведение Года Испании в России, объем испанских инвестиций в Россию составил 120 млн долларов.

«Будущее описывается двумя терминами — диверсификация и инновация, и Испания готова содействовать в этом России», — заверил посол. Но для начала следует познакомиться с возможностями испанцев.

Выставка «Испания сегодня: жизнь и инновации», по словам посла, — первый глобальный смотр испанского бизнеса, позволяющий увидеть их прогресс в самых разных областях, от здравоохранения и строительства до энергетики и автомобилестроения. Испанцы раньше участвовали только в отраслевых выставках: туристических, продовольственных и строительных. Что касается готовящегося мероприятия в Манеже, то Хуан Антонио Марк делает акцент на его универсальности: «Задача выставки — показать на примере Испании, каких успехов можно добиться в модернизации за 30 лет и выбиться в лидеры как в новых для себя областях (контроль воздушного и наземного транспорта, создание инфраструктуры), так и в традиционных сферах: сельском хозяйстве, виноделии и моде.

Испанцы проложат России железнодорожный путь в Европу

Испания готова помочь России, стране с самой протяженной сетью железных дорог в мире, в развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения. Некоторые предварительные договоренности уже есть.

На встрече представителей деловых кругов двух стран 25 февраля в Петербурге руководители РЖД и компании Talgo подписали соглашение о заключении договоров поставки и технического обслуживания пассажирских вагонов испанского производства с системой автоматического изменения ширины колеи. Как известно, у нас и в Европе она разная. РЖД планирует пустить такие составы, в первую очередь, на маршруте Москва-Берлин. По словам г-на Марка, общая экономия времени составит примерно 17 часов. Сейчас на адаптацию российских вагонов к европейской колее уходит 7 часов. «Talgo сможет пересекать границу на скорости 40 километров в час за 30 секунд», — рассказывает Хуан Антонио Марк.

Испания — европейский лидер по протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей. Фото: AP

Другая технология, которой испанцы готовы поделиться с РЖД, — наклоняющиеся на поворотах, так называемые «маятниковые» составы (BFM.ru писал о них на примере поездов Alstom, курсирующих между Петербургом и Хельсинки).

Повышенная «гибкость» кузова позволяет поезду не сбавлять скорость при входе в поворот на извилистых путях. В качестве примера посол привел маршруты из Москвы в Нижний Новгород, Сочи и Адлер.

Русским нравится возвращаться в Испанию

В прошлом году Испанию посетило около полумиллиона россиян. Это менее одного процента от всех иностранных туристов в этой стране, по числу которых Испания занимает четвертое место в мире, после Франции, США и Китая.

Развитие туризма сдерживают проблемы с количеством прямых рейсов из России в Испанию. Их, по мнению посла, должно было быть больше, и об этом шла речь на февральской встрече представителей деловых кругов в Петербурге. «Нам кажется, что перелет продолжительностью 4 часа в Барселону и 4:40 — в Мадрид — это пустяки, особенно с учетом того, что на предполетные формальности уходит 2 часа. Мы всемерно стремимся к облегчению контактов между двумя народами», — говорит Хуан Антонио Марк, обращая внимание на то, что Испания много сделала для упрощения визового режима.

«В первый раз человек получает визу на полгода с возможностью многократных въездов в Испанию. При следующем обращении тот, кто правильно использовал шестимесячную визу, может получить ее на год, а затем — на три года и на пять лет». Посол перечислил критерии «правильного использования» визы. Во-первых, если россиянин просит шенгенскую визу в испанском консульстве, то местом его преимущественного пребывания в Европе должна быть Испания, а не другие страны. «Скажем, для нас очень хорошо использованным паспортом является тот, обладатель которого семь раз съездил в Испанию, два раза во Францию и один — в Германию», — говорит Марк.

Во-вторых, совокупный срок пребывания в Испании не должен превышать разрешенных визой 90 дней. В-третьих, у туриста не должно быть инцидентов с испанской правоохранительной системой. Этот пункт, оговаривается посол, не является исключительным требованием именно для россиян. Таковы общие требования стран Евросоюза.

Если по количественным показателям российский туристический рынок пока не входит в число главных для испанцев, то его качественные характеристики заставляют испанских туроператоров обращать на Россию особое внимание. «Русским нравится Испания и нравится возвращаться в эту страну». Это утверждение глава дипмиссии иллюстрирует статистикой, согласно которой процент туристов, повторно приезжающих в его страну, в России один из самых высоких в мире.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию