16+
Четверг, 20 сентября 2018
  • BRENT $ 78.59 / ₽ 5211
  • RTS1140.65
25 марта 2011, 07:02 ОбществоНедвижимость
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Строительство в усадьбе Шаховских продолжится

Лента новостей

Общественный градостроительный совет разрешил проводить реконструкцию театра «Геликон-опера», несмотря на протесты защитников памятников. «Архнадзор» сдаваться не собирается и намерен искать поддержки у Собянина

С 1990-го года, то есть со времени своего основания, «Геликон-Опера» размещалась в знаменитой усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской. Фото: ИТАР-ТАСС
С 1990-го года, то есть со времени своего основания, «Геликон-Опера» размещалась в знаменитой усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской. Фото: ИТАР-ТАСС

Общественный совет при мэре Москвы (к слову, проведенный не Сергеем Собяниным, а его замом — Владимиром Ресиным), ведающий вопросами формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города, утвердил проект реконструкции усадьбы для театра «Геликон-Опера», несмотря на многочисленные протесты движения «Архнадзор» и других защитников исторических зданий.

С 1990-го года, то есть со времени своего основания, «Геликон-Опера» размещалась в знаменитой усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской. В 2007-м артистам пришлось переехать в конференц-зал бывшего здания Московского правительства на Новом Арбате, потому что в усадьбе началась реконструкция: во-первых, здание действительно обветшало и требовало восстановления, а во-вторых, театру требовались дополнительные площади. Проект реконструкции и строительства разработал «Моспроект-4» под руководством президента Союза архитекторов России Андрея Бокова. Во дворе усадьбы решено было возвести еще один зрительный зал на 480 мест, что предполагало снос некоторых внутренних построек.

Защитники памятников забили тревогу, начали протестовать и в октябре 2010 года добились приостановки работ для проведения историко-культурной экспертизы и определения ценности внутренних флигелей, которые к тому моменту уже успели снести.

В меморандуме «Полезные советы новому руководству города» участники движения «Архнадзор» обратили внимание нового мэра на реконструкцию усадьбы для нужд «Геликон-Оперы», в результате которой были снесены два флигеля и надстроен главный дом XVIII века. Координатор движения Рустам Рахматуллин пояснил тогда BFM.ru, что на данном этапе, пока не построена большая сцена театра, можно восстановить утраченные постройки в режиме реставрационного воссоздания. «Надо прекратить надстройку главного дома под крышей театрального зала и найти большой сцене новое место, — утверждал он. — По закону, тот, кто повредил памятник, восстанавливает его за свой счет. Если в «Геликон-Опере» проект городской, то и воссоздание должно идти на средства городского бюджета. И это, я думаю, встанет в меньшие суммы, чем достройка большой сцены».

Соратники и противники

К «Архнадзору» вскоре присоединилась Общественная палата РФ. Комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры ОП РФ также предложила отменить проект и выделить театру другой участок для строительства большой сцены. Комиссия также призвала вернуть работы по главному дому усадьбы в рамки научной реставрации: разобрать надстройку, воссоздать теремковую кровлю и снесенные усадебные строения. Заявление, в частности, подписали искусствовед и галерист Марат Гельман, художник и скульптор Зураб Церетели, телеведущая Тина Канделаки.

В декабре 2010 года «Архнадзор» обратился в контрольный комитет города Москвы (Москонтроль) с просьбой дать правовую оценку происходящему. Москонтроль дал ответ: «новое строительство и реконструкция на территории усадьбы противоречат требованиям законодательства, поскольку здание является выявленным объектом культурного наследия», кроме того, строительство запланировано в охранной зоне памятников истории и культуры. К тем же выводам пришла и столичная прокуратура, куда также обращались участники «Архнадзора».

В то же время театральные деятели и артисты эстрады, среди которых режиссер и актер Александр Калягин, актер Евгений Миронов, певец Лев Лещенко и многие другие, выступили в поддержку театра. Они написали открытое письмо в адрес московского правительства с просьбой продолжить реставрацию.

Реакция же городских властей на развернувшуюся полемику была неоднозначной. Чиновники вроде бы и признавали строительство большой сцены театра во дворе усадьбы Шаховских не самой лучшей идеей, но других вариантов не предлагали. Наоборот, настаивали на продолжении реализации проекта.

«Город хотел улучшить условия работы талантливого театрального коллектива, так любимого москвичами, — попытался объяснить Владимир Ресин в интервью «Российской газете». — Но плохо, что мы не учли того, что на этой маленькой улочке уже есть театры Розовского, им. Маяковского, Консерватория, которая в процессе реконструкции сейчас тоже расширяется. Я уже не говорю о том, что на Никитской улице, где он стоит, сплошь историческая застройка и памятники культуры. И вот в такую тесноту мы вписали еще один большой театр с его парковками, подъездами зрителей и отъездами, происходящими в одно и то же время. Это вызвало протест части горожан».

«Надо находить решение и театр строить, — утверждал он же в эфире «Эха Москвы». — Но надо найти такое решение, которое минимально затруднит жизнь других».

Последняя инстанция

Как рассказал BFM.ru координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин после вчерашнего градостроительного совета, на котором проект строительства большой сцены все-таки был утвержден, результатами проведенной экспертизы на заседании никто не поинтересовался. «Никаких глубоких выводов из этой ситуации за пять месяцев сделано не было», — отметил он.

«В качестве компромисса проектировщики соглашаются сохранить одну стену еще не снесенного флигеля в режиме реставрации, хотя мы наивно полагали, что это и так утверждено проектом, — продолжил Рахматуллин. — Кроме того, они готовы разобрать надстройку над главным домом, которую уже возвели для перекрытия двора ради большой сцены».

Пресс-атташе «Геликон-оперы» Оксана Заславская сообщила BFM.ru, что в театре долго ждали этого решения и потому относятся к нему с воодушевлением. «Если есть какие-то нарушения закона, то порядок их разрешения определен еще с Древнего Рима: пожалуйста, обращайтесь в суд», — заявила она. По ее словам, документов и предписаний Москонтроля и Московской прокуратуры, которыми подкрепляет свою позицию «Архнадзор», в театре не видели.

Впрочем, защитники памятников сдаваться не намерены. Они решили искать поддержки непосредственно у столичного мэра. «Решение в любом случае принимать правительству Москвы, — пояснил BFM.ru Рустам Рахматуллин. — Мы уже обратились к Сергею Семеновичу Собянину с просьбой взять под контроль эту ситуацию и удержать ее в правовом поле».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию