16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.59 / ₽ 8261
  • RTS1154.28
7 апреля 2011, 16:18 Право

Двойной ответ Виктора Батурина

Лента новостей

Начался судебный процесс над Виктором Батуриным, шурином бывшего мэра столицы Юрия Лужкова. Главу компании «Интеко-Агро» обвиняют в двойной перепродаже помещения в центре города

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Пресненский суд Москвы сегодня, 7 апреля, приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Виктора Батурина, шурина бывшего мэра столицы Юрия Лужкова. Глава компании «Интеко-Агро» обвиняется в двойной перепродаже помещения на 2-й Тверской-Ямской улице, где раньше находилась элитная клиника пластической хирургии. Подсудимый отверг обвинение в мошенничестве. Батурин утверждает, что уже вернул деньги обоим покупателям. По мнению коммерсанта, его уголовное дело — это месть за то, что он «входил в окружение высших должностных лиц государства».

Представший перед судом коммерсант признался, что не делает трагедии из самого факта, что его судят. «Претензии ко мне настолько мелкие, что здесь трудно волноваться», — заявил он. Кстати, в суде Батурин представился директором некоммерческой организации «Русский культурный фонд «Долги наши».

После того, как прокурор изложила фабулу обвинения, Батурин категорически отверг причастность к совершению преступления. «Обвинение мне понятно. Кроме одного — на кого сейчас зарегистрировано помещение?» — задал он риторический вопрос, не забыв отметить, что полностью возместил ущерб потерпевшему, причем с процентами.

Двойная сделка

По версии следствия, 2 июня 2008 года Виктор Батурин продал отцу своего знакомого — Олегу Вашуркину принадлежащее ему нежилое помещение площадью 211 кв. метров, расположенное в доме 26 на 2-й Тверской-Ямской улице столицы. За него он получил 23,8 млн рублей и обязался в течение трех дней передать помещение новому собственнику. Однако 30 июня 2008 года коммерсант заключил еще один договор о его продаже, но уже с другим претендентом — директором ПТК «Газстройкомплект» по инвестициям Дмитрием Журавлевым. Коммерсант получил от него 1,5 млн долларов. Деньгами он распорядился по своему усмотрению, указывает следствие.

Потерпевшим по делу был признан Дмитрий Журавлев. Из фабулы обвинения следует, что Батуриным «двигал корыстный мотив» и он не намеривался исполнить договор, передав помещение новому собственнику.

Стоит отметить, что в ходе следствия первый покупатель помещения — 72-летний Олег Вашуркин никаких претензий к Виктору Батурину не предъявлял. Подсудимый утверждает, что Олег Вашуркин был лишь формальным покупателем, он никогда его не видел, а все переговоры о покупке помещения вел с его сыном Игорем.

Поэтому подсудимый не скрывал удивления, когда явившийся на заседание суда Вашуркин-старший неожиданно потребовал признать его по делу гражданским истцом. «У Олега Александровича была масса возможностей — и написать заявление в милицию, и стать гражданским истцом», — воспротивился Батурин. Суд ходатайство отклонил.

Поскольку Дмитрий Журавлев на заседание не пришел, сославшись на болезнь (в суде присутствовал его адвокат), было решено начать допрос свидетелей.

Запутавшийся свидетель

Представившийся индивидуальным предпринимателем Олег Вашуркин признался, что лично с Батуриным не был знаком и видел его только по телевизору. По версии свидетеля, договор о покупке помещения с Батуриным он заключал через юристов. Однако стать собственником помещения так и не смог. «Оказалось, что здание арестовано за долги, поэтому мы не смогли его зарегистрировать», — сказал Вашуркин.

Он утверждал также, что сам принимал решение о покупке помещения в центре Москвы. Причем приобрел его на собственные деньги. Откуда у него взялась столь значительная сумма, Вашуркин пояснить не пожелал. «Заработал», — лаконично ответил он.

«Если Батурин говорит, что у него что-то там с моим сыном, так это неправда. Деньги мои! У него свои дела, а у меня — свои. У меня есть документы, там все сказано. Почему я должен терять такую сумму, на основании чего?» — возмущался Вашуркин.

«А откуда вы узнали, что Батурин продает помещение?» — попытался подловить свидетеля на даче ложных показаний адвокат Батурина Игорь Шабанов. «Узнал, разве это имеет значение? Это к делу не относится», — парировал тот.

Однако судья Алексей Шипиков настоял, чтобы свидетель ответил на вопрос. Вашуркин заявил, что это был «знакомый, который работает в системе Батурина», однако фамилию этого человека назвать так и не смог. «Я не помню того, что вчера было, а вы хотите, чтобы я вспомнил то, что было три года назад», — держал оборону свидетель.

Он также не смог внятно объяснить, почему акт приема-передачи имущества он подписал с Батуриным только через пять месяцев после заключения договора — 26 ноября 2008 года. «Вы деньги перечислили 5 июня. Вас что, не интересовала судьба помещения? Какие действия вы предпринимали, чтобы подписать акт приема-передачи раньше?» — потребовал ответа председательствующий. Выяснилось, что никаких.

Бумага терпит

Подключившийся к допросу свидетеля Виктор Батурин указал, что по условиям соглашения договор о покупке помещения покупатель должен был зарегистрировать в течение 10 дней. Однако этого не сделал. «А разве такое бывает?» — растерялся Вашуркин-старший, однако просьбу допросить его юриста, которая оформляла сделку, категорически отверг.

«А вы знаете, что в помещении, которое вы купили, находилась высокотехнологическая клиника пластической хирургии, и само ее оборудование стоило гораздо дороже, чем помещение?» — перешел в наступление подсудимый. Оказалось, что об этом индивидуальный предприниматель Вашуркин не был в курсе.

Несмотря на это, он продолжал твердить, что Батурин его обманул. «Бумага все стерпит. Главное, подпись — его и моя, ее топором не вырезать», — привел Вашуркин «железный», на его взгляд, аргумент.

Однако вскоре Вашуркин-старший сам «попался». Оказалось, что показания, которые он давал на следствии, сильно отличались от версии, озвученной в суде.

По ходатайству защиты и гособвинения был оглашен протокол допроса Олега Вашуркина от 3 сентября 2010 года. Из показаний того времени следовало, что Вашуркин-старший принял решение о покупке помещения у Виктора Батурина совместно с сыном, который принимал участие в оформлении документов.

«Можно я посмотрю. По-моему, я таких показаний не давал. Почему подпись стоит моя?» — удивился свидетель. Он заявил, что подписал на следствии протокол допроса, не читая. «Я сидел в коридоре, они подали мне [документы], я их подписал. Я не знаю, кто тут сочинил чего. Этого не было никогда в жизни», — твердо заявил свидетель.

«А вы подтверждаете слова о том, что Батурин скрывался от вас и отказывался предоставить вам документы, необходимые для регистрации помещения?», — спросила свидетеля прокурор. «Я не знаю, скрывался он или нет. Я не помню, столько времени прошло», — окончательно запутался Вашуркин.

Батурин отдал все

Виктор Батурин тем временем заявил, что согласен с показаниями свидетеля лишь частично. «Я не согласен, что совершил действия, которые можно было бы расценить как мошенничество», — сказал он. Бизнесмен пояснил, что продал помещение второй раз после того, как первый покупатель нарушил условия договора — не зарегистрировал его в течение 10 дней.

По словам Виктора Батурина, в настоящее время помещение на 2-й Тверской-Ямской улице все еще принадлежит ему. Он не смог передать его Дмитрию Журавлеву из-за сводного исполнительного производства. (По некоторым данным, долги коммерсанта перед различными структурами, в том чиcле банком ВТБ, насчитывают более 53 млн долларов, — BFM.ru).

«Я вернул деньги обоим покупателям», — заявил по окончании заседания бизнесмен. Он утверждал, что в настоящее время полностью рассчитался с Дмитрием Журавлевым, а с Игорем Вашуркиным произвел взаимозачеты с процентами и ничего не должен ни ему, ни его отцу.

По словам Игоря Шабанова, заключенный с Вашуркиным-старшим договор был номинальным, и обе стороны это прекрасно знали. Именно поэтому и не был подписан акт передачи имущества. Как заявил защитник BFM.ru, сделка по продаже нежилого помещения Олегу Вашуркину должна была стать своеобразным гарантом по совместным проектам Виктора Батурина и Вашуркина-младшего.

Несмотря на то, что данное уголовное дело сильно напоминает гражданский спор, Виктор Батурин продолжает заявлять, что дело возникло из-за того, что он был близок к Юрию Лужкову. «Правильно это, неправильно ли, но я долгое время входил в окружение высших должностных лиц государства. Потом все разбежались, а я не собираюсь уезжать. Кому-то нужно за это ответить», — сказал BFM.ru бизнесмен.

Он также не исключил, что к уголовному делу может быть причастна его сестра Елена Батурина, которая предъявляла к нему претензии по поводу имущества.

Следующее заседание пройдет 13 апреля. В ходе него планируется продолжить допрос свидетелей, а также заслушать потерпевшего.

Напомним, в ходе предварительного слушания Виктор Батурин ходатайствовал о прекращении его дела в связи с отсутствием претензий со стороны пострадавшего. Однако суд эту просьбу отклонил как преждевременную.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию