16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.33 / ₽ 8147
  • RTS1167.24
7 марта 2009, 15:32 ФинансыСтрахование

«С каким хлопком пузыря уйдут страховщики?»

Лента новостей

«Акулы бизнеса» не раз заявляли, что кризис — это время очищения и избавления рынка от слабых компаний, с неграмотным менеджментом. Очистятся ли ряды страховщиков? Об этом BFM.ru рассказал генеральный директор РОСНО, глава Allianz Евразия Ханнес Чопра

Ханнес Чопра. Фото: личный архив
Ханнес Чопра. Фото: личный архив

«Акулы бизнеса» не раз заявляли, что кризис — это время очищения и избавления рынка от слабых компаний, с неграмотным менеджментом. Очистятся ли ряды страховщиков? Об этом BFM.ru рассказал генеральный директор РОСНО, глава Allianz Евразия Ханнес Чопра.

— Господин Чопра, с какими показателями встретила компания РОСНО известные события в мировой экономике?

— Если посмотреть на 2008 год, то для РОСНО он был успешным, как с точки зрения нашего портфеля, так и с точки зрения удовлетворенности клиентов. Естественно, были какие-то вещи, которыми я, как любой руководитель, не совсем доволен, но если рассматривать ситуацию, которая сложилась сегодня на финансовом рынке, год был достаточно позитивным для компании. Кроме того, это очень знаковый для нас год. 2008-й был первым полным годом, который РОСНО прожила, как компания, принадлежащая Группе Allianz.

Я бы хотел особо обратить внимание на ряд фактов, которые символизируют наши достижения. Во-первых, портфель по автострахованию из убыточного нам удалось сделать прибыльным. И учитывая, что это было сделано компанией за 12 месяцев, мы считаем это положительным результатом. Во-вторых, РОСНО — компания, уделяющая огромное внимание качеству обслуживания клиентов. У нашего акционера Allianz SE есть методики, позволяющие делать систематические замеры уровня удовлетворенности клиентов всему миру. Так вот, в этом году Группа РОСНО лидирует по этому показателю среди компаний Allianz в странах Центральной и Восточной Европы. Кроме того, за этот год нам удалось несколько увеличить долю таких направлений страхования, как медицинское, страхование имущества, и вместе с тем несколько снизить долю автострахования в нашем портфеле. ОСАГО и Каско вместе взятые сегодня составляют около 40% портфеля. И если сравнивать с общим показателями по рынку, то это один из низких показателей, что полностью соответствует тем планам, которые, как вы помните, мы объявили в начале прошлого года.

— С чем связано решение сократить портфель по наиболее массовому типу, автострахованию?

— Ситуация в экономике и на рынке меняется. Если раньше наши акционеры ставили перед нами задачи интенсивного роста, то в прошлом году приоритет был отдан оптимизации портфеля, повышению устойчивости бизнеса. И этот подход позволил нам сегодня максимально, насколько это было возможно, подготовиться к происходящим экономическим катаклизмам. В 2008 году, учитывая все тенденции развития рынка ОСАГО, мы приняли решение сократить продажи на тех сегментах, которые мы сочли нецелевыми. Сейчас доля РОСНО в сегменте ОСАГО составляет около 4%в. В Каско мы проделали примерно тоже самое. Там тоже есть более или менее убыточные сегменты. И, к сожалению, статистика говорит о том, что к первому относятся молодые водители и новые машины (которые в первый раз покупаются). А именно в этой категории наблюдается наибольший рост объемов продаж. Сократив в 2008 году продажи среди этих групп автовладельцев, мы существенно снизили убыточность, повысили процент пролонгации существующих договоров, добились прибыльности. В то же время среди групп водителей, которые мы считаем целевыми (владельцы дорогих авто с большим стажем вождения), доля рынка достигает 5-10 %, в зависимости от региона.

— Каким вы видите для себя 2009 год?

— Времена будут трудными для всех. Кризиса такого рода по объему, по размаху не было в последние 70-80 лет, он охватил буквально все страны мира. Мы готовимся к этой сложной ситуации, разрабатываем новые финансовые решения для клиентов. Кроме того, мы продолжим придерживаться политики «сбалансированного портфеля». Ориентируем наших продавцов не останавливаться на продажах продуктов автострахования, предлагать максимально широкий спектр услуг. Мы по-прежнему будем предпринимать шаги по повышению эффективности нашего бизнеса. Еще в конце прошлого года в компании была завершена реструктуризация, которая сегодня позволяет нам очень быстро реагировать на изменения, которые происходят на рынке и приводить нашу затратную базу в соответствие ситуации, сохранять жизнеспособность нашей бизнес-модели.

— Ожидаете ли вы дальнейшего сокращения портфеля по автострахованию?

—Успешно и своевременно пройдя сегментацию, мы сейчас видим, что в сегменте автострахования у нас нет необходимости проводить дальнейшее серьезное сокращение, исходя из соображений андеррайтинга. Кроме того, нет и серьезных рыночных причин для большого сокращения портфеля. Да, конкуренция в этом сегменте резко ужесточается, да, там надо ежедневно предпринимать массу серьезных усилий, чтобы другой успешный страховщик не забрал «хороших» клиентов. Но это как раз площадка для того, чтобы проявить свой профессионализм. Сокращение объемов автострахования станет заметной рыночной тенденцией лишь в отношении кредитных и дешевых машин, от которых мы в массе своей отказались уже до кризиса.

— По каким видам страхования вы также ожидаете более серьезные сокращения?

— Я не исключаю, что пострадает добровольное медицинское страхование. В первые месяцы этого года нам удалось данный портфель даже увеличить, но очевидно, что происходит сокращение бюджетов в компаниях, и они не страхуют сотрудников в прежнем объеме. В то же время, многие клиенты сегодня больше думают о качестве и стали серьезнее подходить к выбору партнера по страхованию. Раньше клиент ради дешевого тарифа мог пойти в no name company. Сегодня гораздо меньше людей, которым все равно, в какой компании страховаться, и они останавливают свой выбор и по ДМС, и по автострахованию, и по имуществу на гораздо более узком списке компаний. Из-за этого страховой рынок, с одной стороны, может быть, и сжимается, а с другой — растет концентрация серьезных игроков. Эта тенденция дает нам возможность даже для некоторого прироста поступлений. Поэтому мы прогнозируем удержание портфеля на уровне 2008 года. А вот темпы роста, естественно, зависят от внешних факторов.

— В декабре-январе участились случаи затягивания страховых выплат клиентам, скажем так, многих страховых компаний. С чем связано, с кризисом, с недостатком наличных денег или с тем, что нужно сейчас тщательнее проверять клиентов на предмет мошенничества?

— Нам неизвестно, чтобы в РОСНО были какие-то жалобы на то, что у нас в массовом порядке удлинились сроки выплат, поэтому этот вопрос не про нас, а про некоторые другие компании. Да, на авторемонтных станциях многих дилеров сейчас появились белые и черные списки, а клиентов некоторых ранее уважаемых компаний теперь вообще не принимают или ставят в конец закольцованной очереди, потому что компания не платит. Эту картина во многом обусловлена тем, что некоторые наши коллеги по цеху вынуждены сегодня разгребать все те проблемы с убыточностью портфеля по автострахованию, которые мы начали решать год назад.

Практически, ни одна компания, активно развивавшаяся в сегменте автострахования как в России, так и на Западе, не минует на определенном этапе некоторых убытков в своем портфеле. Это элемент классической стратегии развития при завоевании позиций на рынке. Рынок автострахования работает при марже, близкой к нулю, что у нас, что в Германии, что на других развитых страховых рынках. Поэтому, естественно, что, проходя через фазу интенсивного наращивания своей доли, у компании есть убытки по этой линии бизнеса. Плохо, когда эти вещи совпадают с финансовым кризисом и падением инвестиционного дохода до нулевой отметки. К счастью нам, за счет своевременной корректировки стратегии, удалось разнести эти события во времени. Активное развитие с наращиванием убытков в сочетании с наступившим финансовым кризисом может поставить компанию в ситуацию отсутствия денежных средств для своевременных выплат. Я боюсь, что многие игроки рынка сегодня столкнулись с этим эффектом. Дальше все это нарастает, как снежный ком, такова специфика страховой отрасли. Здесь проблемы проявляются не сразу и имеют свойство накапливаться, зато когда они накопились уже по-настоящему, спасти компанию практически невозможно, кроме как вложив огромные деньги.

— Есть ли у таких игроков шансы на выживание?

— Они могут пойти по пути резкого демпинга, чтобы продлить свое существование, и сохранить cash. Но затем все равно начнется кризис неплатежей, и, скорее всего, они будут уходить с рынка. Вопрос, с каким хлопком этого пузыря? Могу сказать, что крупные страховщики в состоянии предсказать с высокой долей вероятности, кто из компаний прекратит свою деятельность в ближайшие полгода. Это те, кто перестает выплачивать регрессы по Каско. Показатель «количество исков на количество проданных полисов» сейчас работает даже лучше, может быть, чем количество жалоб клиентов.

— Вы планируете какие-то слияния или поглощения в связи с уходом страховых компаний?

— Мы очень внимательно смотрим за открывающимися возможностями на рынке, но, учитывая наш подход к страховому портфелю, это должен быть устойчивый бизнес. Реальность такова, что, приобретя портфель компании, которая на грани умирания, мы тем самым ухудшим свой собственный портфель. С этой точки зрения сейчас не так много интересных объектов для приобретения.

— Вы не боитесь, что сейчас, когда вводится прямое регулирование по ОСАГО, ситуация может резко ухудшиться? Клиенты, которые не разобрались в ситуации или не получили нужного сервиса, будут глубоко разочарованы и начнут терять доверие к страховым компаниям?

— Было бы наивно полагать, что при вступлении в силу довольно существенных изменений в правилах дорожного движения и связанных с ними новшеств в оформлении ДТП для получения компенсации по ОСАГО, не будет никаких сложностей. Некоторые опасения, безусловно, есть. Для того, чтобы новая система работала эффективно, важна абсолютная готовность всех участников процесса. Большая роль в правильной реализации новых правил отводится работе с регрессами органам надзора. Будут ли они действительно жесткими и последовательными в выполнении заявлений, которые они делали, в частности, по поводу отзыва лицензий.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию