16+
Суббота, 11 июля 2020
  • BRENT $ 41.72 / ₽ 2951
  • RTS1245.65
8 сентября 2011, 20:09 ПроисшествияАвто
Актуальная тема: Катастрофа Як-42 в Ярославле

«Минтранс должен нас защищать, а не авиакомпании»

Лента новостей

Число авиакомпаний в РФ должно быть «радикально уменьшено», призвал президент Медведев. «Зачистка» авиарынка может поднять цены на билеты и осложнить транспортную доступность регионов — но не повысить безопасность авиаперевозок, опасаются эксперты

Фото:Митя Алешковский/BFM.ru
Фото:Митя Алешковский/BFM.ru

«Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки», — такое требование озвучил президент России Дмитрий Медведев на совещании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем. «Неоднократно говорилось о том, что их много, но я не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией», — сказал Медведев.

Об «избыточном» числе игроков на российском рынке авиаперевозок ранее заявляли, в частности, гендиректор госкомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев, а также вице-премьер Сергей Иванов. С ликвидацией мелких авиакомпаний рынок стал бы «чище и безопасней, а десять крупных российских авиакомпаний, которые перевозят 98% пассажиров, вполне справятся», заявлял Иванов. «Я сейчас уже требую у Минтранса отбирать лицензии у компаний-«живопырок», каких у нас сотни в стране, и у которых 3-4 самолета максимум», — объявлял несколько месяцев назад вице-премьер.

Однако у Минтранса до сих пор нет списка авиакомпаний, которые могли бы быть ликвидированы в рамках подобных инициатив, заявил замглавы ведомства Валерий Окулов и подчеркнул, что сокращение числа авиакомпаний не скажется на регулярных авиаперевозках в стране.

«Закройте, и всё!»

Глава Минтранса Игорь Левитин на совещании с Медведевым напомнил, что с 2012 года все воздушные суда старше 20 лет должны быть оснащены системами предупреждения столкновения с землей и предотвращения столкновения в воздухе. Но, как признал Левитин, большинство перевозчиков пока не выполнили эти требования.

Несмотря на то, что это предписание начнет действовать лишь с 2012 года, Медведев призвал главу Минтранса: «Значит, тех, кто не сделал, закройте, и все! А если они нарушили закон, то еще и к ответственности надо привлечь».

Сейчас, по данным Минтранса, в России существует около 130 авиаперевозчиков. Как заявил Левитин, 85% регулярных рейсов приходятся на десять компаний, а остальные перевозки осуществляются малыми игроками рынка. В 2011 году, по словам Дмитрия Медведева, все авиапроисшествия случились именно с мелкими игроками: «Эта статистика свидетельствует о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу отсутствия денег, кадровых ресурсов следят за своим парком самолетов», — считает президент.

«Безопасностью нужно заниматься методично»

«Зачистка» авиарынка в России может поднять цены на билеты у оставшихся авиакомпаний. Примеры этого можно наблюдать в выездном туризме, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Например, из Москвы в Германию летает много авиакомпаний, и билеты там приемлемые по цене. «А на направлении Москва-Париж летают две авиакомпании: «Аэрофлот» и Air France. И билеты стоят запредельные деньги, потому что нет конкуренции, и они между собой могут легко договориться», — заключает эксперт BFM.ru.

Сокращение авиакомпаний, если оно будет реализовано, усложнит транспортную доступность в отдаленные территории России, опасается Ирина Тюрина. Крупным авиаперевозчикам неинтересно летать в труднодоступные места, где зачастую нет аэропортов, способных принять большие самолеты, пояснила она BFM.ru: «Есть регионы, в которых основным транспортом может быть только малая авиация, которую надо развивать. Нужно создавать специализированные авиакомпании. Надежность авиакомпаний мало связана с количеством бортов. Может быть два борта, и компания может быть очень надежной, а может быть 20 старых, раздолбанных самолетов».

Уход с рынка может грозить тем авиакомпаниям, у которых «худшие связи и меньшее влияние в Минтрансе», полагает директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов. «Почему от плохих авиакомпаний, которые еще никого не убили, но могут убить, избавляться начинают тогда, когда одна из авиакомпаний уже кого-то убила? — рассуждает эксперт BFM.ru. — Если оператор не выполняет нормы безопасности или нарушает их, игнорирует, то у него немедленно должно быть отозвано свидетельство эксплуатанта, его полеты немедленно должны быть остановлены по закону, а не тогда, когда кто-то где-то разбился».

Деятельность Минтранса не должна иметь никакого отношения к рынку, потому что она не является коммерческой, подчеркивает Сергей Вехов: «Это деятельность контролера за безопасностью жизни налогоплательщиков, за счет которых Минтранс существует. Он существует на наши налоги, и он должен нас защищать, а не добросовестные авиакомпании».

«Авиационной безопасностью нужно заниматься методично, каждый день. Тогда будет шанс, что самолеты будут меньше падать. А когда у нас каждый раз начинается кампания из-за того, что погибли люди, значит, скоро опять погибнут, к сожалению», — пессимистично настроен эксперт «Авиационного чартерного сервиса»

Сокращения числа авиакомпаний могут начаться с «Як Сервиса»

Пока же авиакомпания «Як Сервис», которой принадлежал разбившийся под Ярославлем с командой хоккейного клуба «Локомотив» самолет Як-42, не принимает заказы, по данным агентства ПРАЙМ. Как сообщали источники Business FM в Минтрансе, эта авиакомпания может быть ликвидирована или закрыта.

Самолеты типа Як-42 сейчас проверяются специалистами Ространснадзора. На сегодняшний день суда этого типа есть в парке у шестнадцати российских авиакомпаний, в том числе — у компании «Кубань», «Саратовских авиалиний», «Газпромавиа», «Татарстан, «Газпромавиа». Запрет на полеты Як-42 не введен.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию