16+
Суббота, 11 июля 2020
  • BRENT $ 41.72 / ₽ 2951
  • RTS1245.65
20 сентября 2011, 21:32 ПроисшествияАвто
Актуальная тема: Катастрофа Як-42 в Ярославле

Игорь Левитин пожаловался депутатам на нехватку средств

Лента новостей

Глава Минтранса Игорь Левитин отчитался в Госдуме в связи с катастрофами последнего времени. Основные проблемы он связал с недостаточным финансированием отрасли и человеческим фактором на транспорте

Министр транспорта Игорь Левитин отчитывается в Госдуме. Фото: РИА Новости
Министр транспорта Игорь Левитин отчитывается в Госдуме. Фото: РИА Новости

Последний раз глава Минтранса Игорь Левитин выступал в Госдуме в феврале этого года в связи с терактом в аэропорту «Домодедово», произошедшем в январе и унесшем жизни более 30 человек. Тогда заседание прошло в закрытом режиме, что, по словам спикера нижней палаты Бориса Грызлова, позволило более детально обсудить трагедию и решить, какие меры по совершенствованию законодательства нужно принять, чтобы обеспечить безопасность граждан.

Теперь, спустя полгода, Левитин снова предстал перед депутатами: Госдума во вторник провела внеплановый «Правительственный час». На этот раз он проходил в открытом режиме, но также был посвящен вопросам безопасности на транспорте в связи с рядом масштабных катастроф, произошедших за последнее время. Прежде всего, речь о теплоходе «Булгария», затонувшем на Волге 10 июля, — жертвами этой катастрофы стали 122 человека; а также о крушении самолета Як-42 под Ярославлем, в результате которого погибли 44 человека.

Незадолго до трагедии под Ярославлем вице-премьер Сергей Иванов огласил статистику авиапроисшествий с начала года: «По состоянию на 11 августа с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек. По сравнению с 2010 годом количество катастроф возросло в два раза, а число погибших — в четыре раза».

Решение о проведении заседания, на которое, помимо главы Минтранса, депутаты пригласили руководителей Росавиации и Ространснадзора, было принято из-за волны недовольства в оппозиционных фракциях: партии требовали отставки Левитина. Однако, по словам Грызлова, «Единая Россия» ставить вопрос ребром не намерена.

«Нам все известно. Мы обсуждаем»

Левитин в своем докладе рассказал о положении дел в гражданской авиации, поведав о состоянии российского авиапарка. Он сообщил, что средний возраст воздушных судов в российской гражданской авиации составляет 21 год, а всего в российской авиации 1523 гражданских самолета, из которых 479 — «иномарки». При этом с начала 1990-х годов отечественный авиапром поставил авиакомпаниям лишь 52 новых самолета. «Из них 20 были поставлены за последние 3 года», — отметил Левитин.

В настоящее время, по словам главы Минтранса, в России насчитывается 137 авиакомпаний. По итогам 2010 года они перевезли 57 млн пассажиров, что соответствует уровню 1991 года.

Говоря о наземной инфраструктуре, Левитин заявил, что почти две трети аэродромов гражданской авиации в стране нуждаются в срочной реконструкции и модернизации. Из 332 действующих аэродромов только 62% имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Большинство из них были построены более 40 лет назад. Министр отметил, что до 2015 года на развитие наземной инфраструктуры воздушных ворот страны планируется выделить 160 млрд рублей, что позволит провести модернизацию 70 аэродромов.

Далее глава Минтранса рассказал депутатам о том, как обстоит дело с речными пассажирскими судами. «В настоящее время на реках работают 128 круизных теплоходов, 100% круизного транспорта было произведено за границей», — привел данные глава Минтранса, отметив, что их средний возраст — 45 лет. Он подчеркнул, что если в советские времена организацией речных пассажирских перевозок занимались крупные пароходства, то в 1990-е годы на их базе были созданы «сотни мелких компаний».

Что касается ситуации на железных дорогах, то, по словам Левитина, в ремонте нуждаются 20 тысяч км путей, что составляет 16% от их общей протяженности в России. Министр предупредил, что если в будущем рост тарифов на ж/д перевозки в России останется на уровне инфляции, то к 2016 году «недоремонт» путей вырастет до 26 тысяч километров. Говоря о локомотивном парке, министр сообщил, что средний возраст составляет 20–25 лет, и для пополнения парка необходимо закупать ежегодно 800 локомотивов вместо нынешних 300.
Подводя итог, Левитин заявил, что Министерство транспорта связывает проблемы в транспортной отрасли в России с недостаточным финансированием: «Транспортная отрасль — она недофинансирована не сегодня. Идет большое недофинансирование с прошлых лет, и чтобы выйти нам на нормативы, нам необходимо еще время».

Отвечая на вопросы депутатов о проблемах в транспортной отрасли, в частности, о безопасности авиаперевозок и качестве автомобильных дорог Левитин отметил: «Нам все это известно. Мы это обсуждаем».

«Мне больно и обидно за то, что у нас недофинансирована транспортная отрасль, что есть катастрофы, которые происходят, но мы понимаем, что нужно сделать, у нас есть шаги, мероприятия. Нам нужна поддержка», — посетовал министр транспорта.

В авиакатастрофах винят пилотов

Стоит отметить, что, говоря об общих проблемах транспортной отрасли в стране, Левитин практически не акцентировал своего внимания на конкретных катастрофах. К примеру, не стал он рассказывать о крушении Як-42.

В ответ на вопросы депутатов глава Минтранса лишь сказал, что полный отчет о катастрофе под Ярославлем его ведомство уже обнародовало, а после того, как она случилась, представители ведомства дважды в день давали пресс-конференции. При этом он отметил, что лично был на месте крушения.

Игорь Левитин напомнил, что Росавиация дала рекомендации по проверке всех самолетов типа Як-42. Всего за этот год, сказал министр, было проведено 7 тысяч проверок. И, по его убеждению, нужно ужесточить наказание за нарушение транспортного законодательства. Поскольку за нарушения, которые, к примеру, были обнаружены при эксплуатации «Булгарии», полагается всего лишь штраф в 2 тысячи рублей.

В свою очередь, глава Росавиации Александр Нерадько сообщил депутатам, что из 15 авиапроисшествий — семи с самолетами и восьми с вертолетами, — произошедших летом этого года, 11 случились по вине экипажей. С их стороны были либо ошибки, либо нарушения, уточнил он.

Нерадько акцентировал внимание на том, что во всех этих случаях самолетами и вертолетами управляли командиры, которые имели многотысячный налет и считались опытными пилотами. «Это свидетельствует о недостатках в их подготовке», — заключил руководитель авиационного ведомства.

А глава Ространснадзора Александр Касьянов подробнее остановился на катастрофе «Булгарии». По его словам, расследование показало, что владелец использовал судно без лицензии и тем самым «явно, преднамеренно нарушил все законы, которые есть».

Левитин об отставке говорить не хочет

После заседания Госдумы Игорь Левитин ответил на вопросы журналистов, большинство из которых касалось темы возможной добровольной отставки министра. Однако глава Минтранса отказался комментировать это, сказав, что все предложения Госдумы будут обобщены и представлены в правительство.

«Я думаю, что на заседании Госдумы был представлен обстоятельный доклад. Предложения депутатов, которые прозвучали на заседании Госдумы, будут обобщены и направлены в правительство. Надеюсь, депутаты подержат наши предложения, о которых шла речь», — сказал Левитин.

Напомним, ранее все оппозиционные фракции в Госдуме высказались за отставку министра транспорта. В частности, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что его не устроил ответ главы Минтранса на вопросы фракции.

Миронов сообщил, что Левитину ранее в письменном виде был задан вопрос: «Почему несмотря на то, что в странах Европы, в США и Азии количество самолетов, находящихся в воздухе, в десятки раз выше, чем в России, наша страна занимает второе место в мире по числу авиакатастроф и погибших в ней людей?»

По словам лидера «Справедливой России», отвечая, Левитин признал, что в 2010–2011 годах произошел «рост числа авиационных событий», назвав основной причиной ЧП человеческий фактор, «выразившийся в сознательных нарушениях действующего законодательства в области гражданской авиации».

«Если министр транспорта называет катастрофы и трагедии событиями, дальше — без комментариев. Все предельно ясно», — заявил Миронов, комментируя ответ Левитина.

«Единая Россия», в свою очередь, обещала определиться со своей позицией после того, как заслушает отчет, но уже накануне Борис Грызлов опередил события и заявил журналистам, что партия не будет ставить вопрос об отставке министра транспорта.

Жириновский переводит стрелки

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что в отставку нужно отправлять не Левитина, а других представителей транспортного комитета Госдумы. «Будем обсуждать, будем требовать наказания, — заявил лидер ЛДПР. — В конце концов, в Минтрансе есть ответственный за авиацию. Окулов, замминистра, почему его фамилия нигде не употребляется? Потому что зять бывшего президента Ельцина, и все молчат. Он же отвечает за весь воздушный транспорт. Нерадько отвечает за контроль, опять все молчат. А при чем здесь Левитин? Левитин — общий министр всего: и шоссейные дороги у него, и речные суда, и морские, и железнодорожные, у него все. Должна быть конкретная ответственность, поэтому будем требовать отставки. Но не Левитина, а Окулова и Нерадько».

Мало того, в ходе выступления по итогам отчета главы Минтранса Жириновский назвал главу комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева главным виновником всех транспортных трагедий в стране. «Я требую немедленно освободить Шишкарева с должности председателя комитета по транспорту. Немедленно. Этот человек должен отвечать. Весь год падают самолеты, и комитет в лице Шишкарева ни на что не реагирует», — сказал Жириновский. Лидер ЛДПР обвинил Шишкарева и в том, что он якобы заплатил деньги за место в списке кандидатов в депутаты Госдумы от КПРФ в Краснодарском крае [некоторые СМИ во вторник распространили информацию о том, что глава комитета Госдумы по транспорту может перейти из «Единой России» в оппозиционную партию, в частности, упоминалась КПРФ]. Шишкарев в ответ на это заявил, что подаст на Жириновского в суд за клевету.

Виновата система

Член комитета Госдумы по транспорту Александр Бурков считает, что Левитин несет прямую ответственность за ситуацию, сложившуюся на российском транспорте и, в частности, в области гражданской авиации. «Минтранс стимулировал закупку иностранной авиатехники, что приводило к снижению спроса на внутреннем рынке продукции отечественного производителя. Министр мог влиять на этот процесс, но он позволил губить российский авиапром заказами на сторону», — объяснил BFM.ru свою позицию Бурков.

«Раньше наша авиация была гордостью, а Левитин позволил ее загубить. Теперь, он должен быть уволен. Помимо этого, необходима полная смена курса. Те аварии, что происходят одна за другой — лишнее тому подтверждение», — уверен депутат.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин согласен, что проблема заключается во всей системе, «при которой государство снимает с себя всякую ответственность». «Важна не профессиональность человека, а его политическая лояльность. Это неизбежно ведет к катастрофам и трагедиям», — поделился мнением с BFM.ru политик.

Стоит отметить, что 13 сентября в Москве перед Министерством транспорта прошла акция, участники которой требовали отставки Левитина. По мнению активистов, глава Минтранса несет ответственность и за крушение Як-42 в Ярославле, и за все другие катастрофы, которые произошли на транспорте с 2004 года, когда Левитин возглавил ведомство. В них в общей сложности погибли не менее 700 человек, подсчитали авторы петиции. Более того, как отмечают активисты, число жертв может быть даже много больше, если «суммировать пешеходов, погибших под колесами «Сапсана» и железнодорожных экспрессов, курсирующих в московские аэропорты», поскольку «никто не позаботился» об их безопасности. К настоящему времени свои подписи под требованием отставки Левитина поставили около пяти тысяч человек.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию