16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.91 / ₽ 8177
  • RTS1160.60
20 октября 2011, 23:01 ПравоКриминал

Убийство Свиридова присяжные не сочли самообороной

Лента новостей

Присяжные признали уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова виновным в убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Он был застрелен в ночь на 6 декабря прошлого года на Кронштадтском бульваре Москвы в ходе массовой драки

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В Мосгорсуде присяжные сегодня, 20 октября, вынесли вердикт по одному из самых резонансных дел последних двух лет — об убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Он был застрелен в драке в ночь на 6 декабря прошлого года на Кронштадтском бульваре столицы. Восемью голосами против четырех в совершении преступления признан виновным уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. Коллегия решила, что он совершил убийство умышленно. Еще пятеро подсудимых большинством голосов признаны виновными в хулиганстве и умышленном причинении легкого вреда здоровью товарищам погибшего. Коллегия сочла, что никто из них не заслуживает снисхождения.

Убийство 28-летнего Егора Свиридова вызвало большой общественный резонанс и привело к массовым беспорядкам в 12 городах России. В Москве прошли наиболее крупные акции, в частности, 7 декабря футбольные фанаты собрались около Головинской межрайонной прокуратуры, затем они переместились на Ленинградский проспект, фактически перекрыли движение и при, по сути, бездействии милиции проследовали по нему, выкрикивая националистические лозунги. Самое крупное выступление состоялось 11 декабря. Болельщики и националистически настроенные граждане встретились на Кронштадтском бульваре, чтобы почтить память погибшего. Затем они переместились на Манежную площадь. По некоторым данным, в беспорядках на Манежной, сопровождавшихся стычками с ОМОНом, приняли участие около 10 тысяч человек.

Финальное заседание суда вызвало настоящее столпотворение. На процесс приехали многочисленные родственники подсудимых. Многие журналисты просто не смогли попасть в зал. А телевизионщикам пришлось коротать время на улице — в Мосгорсуд операторов с камерами так и не пропустили, чтобы в объективы случайно не попали присяжные.

Напомним, помимо уроженца Нальчика Аслана Черкесова, на скамье подсудимых оказались пятеро выходцев из Дагестана: Рамазан Утарбиев, Акай Акаев, Артур Арсибаев, Нариман Исмаилов и Хасан Ибрагимов. Все они приняли участие в стычке с несколькими жителями столицы на Кронштадтском бульваре неподалеку от кафе «Пивная точка» в ночь на 6 декабря прошлого года.

Убийство «из самообороны»

По версии следствия, для драки знакомые Аслана Черкесова использовали малозначительный повод. Ссору затеял Нариман Исмаилов, который «прицепился» к одному из приятелей Свиридова со словами «У тебя все нормально?». Артур Арсибаев сделал из пивной бутылки «розочку», а Аслан Черкесов пустил в ход травматический пистолет «Стример-2014».

Как установило расследование, в результате стрельбы пострадали трое: Дмитрий Филатов, Егор Свиридов и Сергей Гаспарян. Первый получил ранения живота и ягодиц. Во второго Черкесов стрелял четырежды. Выстрел в голову оказался смертельным. В Сергея Гаспаряна было выпущено шесть пуль. Всего в драке пострадали четверо друзей погибшего.

В ходе судебного процесса, который начался в августе, подсудимые пытались оправдываться. Так, Нариман Исмаилов заявил, что причиной ссоры стала нецензурная брань со стороны Дмитрия Петроченкова, который оскорбил его мать.

Подсудимые отвергли версию обвинения о том, что драка была заранее спланированным нападением, а Черкесов, у которого в кафе вечером 4 декабря также произошел конфликт, вовсе не пытался на следующий день взять «реванш».

Главный обвиняемый чувствовал себя достаточно уверенно. Он заявил, что вступился за своих друзей, а пистолет использовал «для самообороны», так как опасался за свою жизнь — он услышал звук разбившейся бутылки, которую, как ему показалось, держал в руках Гаспарян. «Я испугался, что меня порежут или просто забьют бутылками насмерть», — объяснял подсудимый.

По версии Черкесова, он достал оружие, когда его «положили на капот машины». При этом подсудимый утверждал, что не видел, в кого именно стрелял. «Мне б свою шкуру спасти, а там еще наблюдать, кто кого как бьет», — такие аргументы привел Черкесов. «Видит Бог, я не хотел ничьей смерти. Я готов ответить за свои поступки, но по справедливости, а не за беспредел и произвол», — пытался разжалобить присяжных подсудимый.

Прокуроры: это было осознанное преступление

В последнем слове Черкесов заявил, что «потерпевшие — люди не маленькой комплекции. В суде они представляли себя божьими одуванчиками, но как мужчины могли бы сказать о той агрессии, которую проявляли в драке на Кронштадтском бульваре. Сергей Гаспарян махал бутылкой, как Чапаев шашкой, но не сознался в этом». Подсудимый пытался доказать: ему не было известно, что с близкого расстояния из травматического оружия можно убить.

Однако эту версию опровергли доводы представителей гособвинения. Они предъявили присяжным правила пользования оружием, в которых об этом было сказано. На документе стояла подпись подсудимого. Кстати, оказалось, что у Черкесова имелись сразу два травматических пистолета.

Прокуроры также обратили внимание присяжных на то, что половина выстрелов в Филатова, Свиридова и Гаспаряна была произведена сзади, со стороны спины.

Выводы гособвинителей согласовывались и с мнением экспертов. Последние констатировали, что в Свиридова стреляли сверху вниз: «ранение в теменную область было причинено, когда потерпевший находился в положении лежа или сидя». Таким образом, это подтверждало доводы прокуроров о том, что Черкесов хотел убить потерпевшего, сделав «контрольный выстрел» в голову.

Перед присяжными суд поставил 29 вопросов. Один из главных — являлись ли действия Черкесова оправданными, то есть являлись ли они самообороной.

Отбросив эмоции в сторону

Перед тем, как жюри удалилось в совещательную комнату, судья Андрей Расновский выступил с напутственным словом. Он призвал народных судей принять решение «исходя из своих внутренних убеждений, опираясь на них и на свою совесть». «Не оправдывайте виновных и не осуждайте невиновных, — обратился к жюри судья. — Обвинение не становится более убедительным, если прокуроры произвели на вас положительное впечатление». Расновский просил отбросить эмоции в сторону. Он напомнил, что в момент инцидента обе группы были пьяны. «Закон охраняет жизнь и здоровье человека вне зависимости от его состояния, но алкогольное опьянение не является ни смягчающим, ни отягчающим обстоятельством», — разъяснил Расновский.

Для вынесения вердикта присяжным потребовалось четыре с половиной часа. Судья дважды возвращал жюри в совещательную комнату для уточнения решения, которое было оглашено после девяти часов вечера. В итоге, коллегия отвергла версию Черкесова о том, что он только отбивался от нападавших.

Помимо признания убийства, присяжные пришли к выводу, что Черкесов пытался расправиться с Сергеем Гаспаряном и причинил вред здоровью Дмитрию Филатову, а также похитил у последнего сумку. Эти решения также были приняты большинством голосов. При этом десять из двенадцати присяжных решили, что Черкесов не заслуживает снисхождения.

Остальные фигуранты дела были признаны виновными в хулиганском нападении на друзей Егора Свиридова — десятью голосами против двух.

25 октября состоится юридическое обсуждение последствий вердикта. В этот день стороны будут спорить о квалификации действий подсудимых. Напомним, Аслану Черкесову предъявлено обвинение в убийстве, покушении на убийство, хулиганстве, грабеже и причинении легкого вреда здоровью. Остальным инкриминируется хулиганство и умышленное причинение легкого вреда здоровью. Прокуроры предложат наказание, которое они считают справедливым для подсудимых, после чего судья уйдет на вынесение приговора. Ожидается, что он будет озвучен спустя несколько дней.

Впрочем, адвокаты подсудимых уже заявили, что не согласны с вердиктом присяжных и намерены обжаловать приговор суда, каким бы он ни был. По мнению Дмитрия Панкова, адвоката Аслана Черкесова, вердикт был вынесен с нарушением закона, поскольку судья не включил в опросный лист вопрос, касающийся совершения убийства из неосторожности. «Поэтому присяжные не поняли смысл второго вопроса», — заявил BFM.ru адвокат. Он также полагает, что судья Андрей Расновский лишил процесс состязательности, так как «позволял больше обвинению, чем защите».

Вдова Егора Свиридова, Яна Фалалеева, в свою очередь, сказала, что удовлетворена вердиктом. «Я не радуюсь и не злорадствую, что они сядут, просто таким образом, возможно, будут спасены другие жизни», — считает она.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию