16+
Среда, 8 мая 2024
  • BRENT $ 83.33 / ₽ 7651
  • RTS1176.30
11 ноября 2011, 19:21 ПравоПолитика

Мигранты из Таджикистана поплатились за российского летчика

Лента новостей

Россия добивается освобождения осужденного в Таджикистане российского летчика Владимира Садовничего. МИД РФ называет дело политически ангажированным. Не исключено, что летчик осужден в ответ на срок для родственника президента Таджикистана

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

100 за одного: 100 нелегальных мигрантов из Таджикистана в ближайшее время будут высланы из России за нарушения российского миграционного законодательства. Об этом сообщил сегодня глава ФМС Константин Ромодановский. Они не смогут въехать в Россию в течение пяти лет.

Накануне в Москве было задержано еще 134 гражданина Таджикистана за различные нарушения российского законодательства. В ФМС не исключают, что их также могут выдворить из страны.

Сегодня география «чисток» среди мигрантов расширилась: в Грозном сообщили о начале операции по выявлению нелегальных иностранных мигрантов в столице Чечни, передает РИА «Новости». После проведения рейдов нелегалы также могут быть выдворены.

В настоящее время, по данным ФМС, в России трудится около 700 тысяч мигрантов-выходцев из Таджикистана. И вчера Константин Ромодановский на встрече с Дмитрием Медведевым заявил, что наибольшее число нарушителей закона — именно среди выходцев из этой страны. «Тройка формируется примерно так: Таджикистан, Узбекистан, Киргизия», — пояснил он.

Накануне этих событий в Таджикистане на 8,5 года колонии строгого режима был осужден гражданин России, летчик Владимир Садовничий. Он и его коллега, гражданин Эстонии Алексей Руденко были признаны виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Они обвинялись в том, что, возвращаясь из Афганистана после окончания контракта по доставке грузов (оба летчика управляли Ан-72 компании Rolkan Investments, которая по договору с правительством Афганистана занималась доставкой продуктов и гуманитарной помощи) незаконно пересекли границу и посадили самолет. У них на руках было разрешение на пересечение границы, однако диспетчер «Таджикаэронавигации» заявил, что разрешения на посадку самолета нет. А, значит, самолет должен был вернуться в Кабул.

Аэропорт Кабула действует в военном режиме, а потому принять самолеты сразу не мог. Топлива на ожидание разрешения посадки не было. И летчики, руководствуясь международными нормами, приняли решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курбан-Тюбе. Оно было получено. После приземления экипажи самолетов были задержаны сотрудниками Комитета нацбезопасности Таджикистана. С 12 марта они находились под арестом в гостинице, а 12 мая были арестованы. На борту самолета нашли авиационный двигатель для ремонта. Его признали контрабандой.

Изначально обвинение требовало для них 13 лет, но суд назначил каждому 10,5 года лишения свободы, а затем, с учетом действующей в стране в настоящее время амнистии, сократил срок еще на два года. История стала известна благодаря газете «Коммерсантъ», причем с самого начала этой истории, с ареста, посольство России в Таджикистане не интересовалось судьбой арестованного россиянина — вплоть до публикации 26 октября. Издание сообщало, что гендиректор компании Rolkan «простоял у посольства трое суток» после ареста летчиков. Не добившись приема, он опустил свою жалобу в ящик для писем.

Это же утверждают и МИДе Таджикистана. «За период предварительного следствия и судебного процесса по данному делу Министерство иностранных дел Российской Федерации и посольство России в Таджикистане ни устно, ни письменно ни разу не обращались в МИД Таджикистана», — говорится в сообщении ведомства.

Однако Дмитрий Кабаев, советник посольства РФ в Таджикистане, рассказал BFM.ru, что сотрудники посольства «с самого начала следили за судьбой» Садовничего и Руденко: «Надеялись урегулировать вопрос, не переводя его в политическую плоскость и не придавая резонанс этому делу». Правда, он добавил, что об аресте летчика в посольстве узнали «в середине мая» (это же подтверждают и документы, опубликованные на сайте МИД РФ со сканом обращения в консульское управление МИД Таджикистана).

«Мы узнали об этом в середине мая, от гендиректора компании. Он беседовал с консулом. Он был принят. С ним разговаривали. Иначе откуда бы мы узнали? — говорит Кабаев. — После мы начали вести переписку с соответствующими структурами Таджикистана. Таджикская сторона нас проинформировала 31 мая». По его словам, представитель посольства присутствовал на судебных процессах по делу летчиков в октябре. «В суде пришлось выступить и заявить о том, что несправедливое и жестокое наказание может негативно отразиться на наших двухсторонних отношениях», — рассказал Кабаев.

В настоящее время Садовничий и Руденко остаются в СИЗО Курбан-Тюбе. Последний раз представители посольства общались с ними 8 ноября. Связь с ними поддерживается через адвоката, рассказали BFM.ru в посольстве. Сегодня защита Садовничего обжаловала приговор в вышестоящей инстанции.

МИД РФ назвал приговор Садовничему и Руденко «крайне суровым и политически ангажированным». Несмотря на то, что генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода ранее заявлял, что дело российского летчика «является обычным преступлением, не имеет никакого политического характера».

«Все понимают, у меня такое впечатление, что ребята должны быть освобождены и оправданы. Если же во всех судебных инстанциях приговор будет подтвержден, то будем добиваться того, чтобы наказание они отбывали на родине», — говорит Кабаев.

Очевидно, что подтекст у дела летчиков все же есть. Эксперты и сторонние наблюдатели связывают аресты мигрантов в Москве и приговор российскому летчику в Таджикистане напрямую. Ранее газета «Известия» сообщала, что летчики явились разменной монетой при попытке Душанбе добиться освобождения родственника президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Речь идет о Рустаме Хукумове — родном брате мужа дочери Рахмона. В сентябре 2010 года он и еще трое граждан Таджикистана были признаны виновными в приготовлении к сбыту наркотических средств, совершенном организованной группой, в особо крупном размере. Хукумову дали 9 лет и оштрафовали на 250 тысяч рублей. Судом было установлено, что они намеревались продать в столичном регионе и Волгоградской области около 9 кг героина. Хукумова и его напарника задержали 24 июня 2008 года.

Каромат Шарипов, председатель общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» в разговоре с BFM.ru не исключил, что действия по отношению к мигрантам — это ответ на суд над гражданином России. Об этом ранее сообщили РИА «Новости» со ссылкой на источник в дипломатических кругах. Шарипов сравнивает события 2011 года с таджикскими мигрантами с событиями 2006 года — с грузинскими мигрантами. Тогда из России было выдворено 2,68 тысячи граждан Грузии и еще 1194 «вынудили покинуть страну без всяких судебных решений», указывал консул Грузии в России Зураб Патарадзе. Все это пришлось на период охлаждения отношений Москвы и Тбилиси. «Мы за то, чтобы русские были отпущены, — говорит Шарипов BFM.ru. — Надо всех отправлять? Что пугают? Человек работоспособный — он и в пустыне работу найдет».

Действия двух стран уже нельзя назвать дипломатичными, высказал свое мнение BFM.ru политолог из Душанбе Зафар Абдуллаев: «Это не симметричный ответ. А позорный ответ. В правовом плане и экономическом плане Россия более высокообразованная, чем Таджикистан, чтобы так отвечать. Не вижу никакой дипломатии ни с той, ни с другой стороны».

9 ноября министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи провел два телефонных разговора — с главой российского МИД Сергеем Лавровым и главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом.

После этого на сайте таджикского МИД было опубликовано два сообщения. В «российском» говорится о том, что «Хамрохон Зарифи выразил сожаление приданием политической окраски делу, связанному с нарушением уголовного законодательства Республики Таджикистан». Также в сообщении указывалось, что Лавров попросил таджикскую сторону оказать содействие в решении данной проблемы.

В случае с Паэтом, очевидно, беседа оказалась больше доброжелательной. «Министр иностранных дел Эстонии выразил признательность таджикской стороне за своевременный отклик», а «министр иностранных дел Таджикистана поблагодарил коллегу за плодотворное двустороннее сотрудничество». Таджикская сторона «готова ... оказывать содействие в решении данного вопроса», — говорится в сообщении.

Добавим, решение о выдаче российского гражданина Москве или о его оправдании еще не принято. В пятницу утром посол России в Таджикистане Юрий Попов вылетел в российскую столицу на консультации. Накануне он обсудил с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном судьбу осужденных летчиков. «Этому делу на консультациях будет уделено первостепенное внимание», — рассказал BFM.ru советник посольства Дмитрий Кабаев.

Ранее глава Совета Федерации Валентина Матвиенко передала председателю парламента Таджикистана Махмадсаиду Убайдуллоеву обращение с просьбой о скорейшем освобождении российского летчика. Она не исключила, что если вопрос не будет решен в пользу российской стороны, то Россия может ввести санкции в отношении Таджикистана.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию