16+
Пятница, 21 сентября 2018
  • BRENT $ 78.96 / ₽ 5232
  • RTS1140.65
21 декабря 2011, 08:14 Авто

Saab уезжает в историю

Лента новостей

Шведский автопроизводитель объявил себя банкротом, подав соответствующее заявление в суд. Таким образом, дан старт ликвидации известной, но разорившейся компании. История автомобилей Saab начиналась в 1950-е годы

Председатель совета директоров Saab Виктор Мюллер. Фото: AP
Председатель совета директоров Saab Виктор Мюллер. Фото: AP

Автомобильная компания Saab объявила себя банкротом. Суд города Веннерсборга принял соответствующее заявление, поступившее в понедельник по инициативе собственника. Таким образом, был дан старт ликвидации известного, но разорившегося шведского автопроизводителя. Теперь предстоит продажа активов для выплат кредиторам и 3400 сотрудникам. В понедельник котировки компании обрушились на 62% до 0,08 евро за акцию.

Ходатайство о банкротстве было подано после того, как бывший собственник, компания General Motors, заблокировала соглашения с потенциальными китайскими инвесторами. Существующие модели Saab выпускаются на базе технологий, полученных по лицензии у GM, которая сама активно осваивает китайский рынок, поясняет The Wall Street Journal. Возражения GM поставили крест на обсуждавшейся сделке Saab с автопроизводителем Zhejiang Youngman Lotus Automobile, которая, по мнению американского концерна, подрывала бы бизнес GM в Китае.

В апреле глава Saab Виктор Мюллер остановил производство и активно искал финансирование. По его словам, инвесторы выражали интерес. Но планы руководства один за другим рассыпались: потенциальные партнеры получили отвод либо сами отказались от своих намерений.

К весне этого года компания оказалась не в состоянии рассчитываться с поставщиками и уже не имела возможности для привлечения дополнительного кредита, комментирует The Wall Street Journal аналитик IHS Automotive Айн Флетчер.

В результате сокращения денежных потоков и масштабов выпуска Saab в первом полугодии понесла убыток в размере 201,5 млн евро. С сентября компания работала в режиме защиты от кредиторов.

Сейчас, вероятно, мало кого заинтересует приобретение Saab в ее сегодняшнем виде, говорит Мартин Скольд, профессор Стокгольмской школы экономики, занимающийся исследованиями автоотрасли. Наиболее вероятным сценарием он считает выборочную покупку технологий Saab автопромышленными компаниями, скорее всего, из Китая.

Взлет и падение

Известный шведский автопроизводитель изначально был подразделением Svenska Aeroplan Aktie Bologet, которая была создана перед Второй мировой войной в 1937 году для строительства самолетов ВВС Швеции. После окончания войны компания была переориентирована на автопроизводство, первый автомобиль Saab появился в 1950 году.

Марка известна своим дизайном и инновациями. Уже в 1958 году автомобили Saab выпускались с ремнями безопасности в заводской комплектации. Saab ввела в конструкцию кузова зоны деформации и самовосстанавливающиеся бамперы. Компания первой представила двигатели с турбонаддувом в линейке моделей в конце 1970-х и в 1980-ые. Используя энергию выхлопных газов для усиления работы компрессора, который нагнетает давление в цилиндрах, Saab удалось повысить производительность своих небольших двигателей, потратив на это в разы меньше ресурсов, чем на новые разработки. Модель Saab 900 turbo, впервые выпущенная в 1979 году, стала самой удачной для компании, было продано почти миллион таких автомобилей.

На волне успеха этой модели в 1980-е Saab достигла максимального процветания, комментирует The Wall Street Journal. Уже к 1989 году, когда мировой экономический спад обернулся сокращением продаж, компания, незадолго до этого расширившая производство, потеряла 2 млрд шведских крон.

Испытывая дефицит средств, в 1990 году Saab продала 50-процентную долю за 600 млн долларов американской GM, которая впоследствии инвестировала еще 100 млн долларов, а затем в 2000 году за 125 млн долларов купила оставшуюся долю бизнеса.

GM давно боролась за более молодую и состоятельную клиентуру и приобрела Saab в расчете на американских покупателей, предпочитающих европейские марки. В американском концерне надеялись обновить марку, в частности, с помощью технологий своего немецкого подразделения Opel. Несмотря на определенные успехи, под давлением конкуренции Saab не добилась тех результатов, на которые рассчитывала материнская компания. Максимум продаж был пройден в 2006 году на уровне 133 тысяч единиц, затем показатель упал в 2008 году до 93 тысяч, пишет The Wall Street Journal.

После того как GM подала ходатайство о защите от кредиторов на основании главы 11 кодекса о банкротстве США, Saab также обратился за защитой в шведский суд.

Два года назад GM была готова ликвидировать компанию, но изменила решение под давлением работников и согласилась продать бизнес за 74 млн долларов нидерландской Spyker Cars, пишет The Wall Street Journal. Покупатель обещал восстановить рентабельность к 2012 году.

Но в результате перехода к новому владельцу, нишевому производителю спорткаров, позднее переименованному из Spyker в Swedish Automobile, Saab превратился в «мелкую рыбешку в океане глобального бизнеса», комментирует The Wall Street Journal. По мнению Мартина Скольда, проблемы Saab были связаны с потерей доступа к кредитам, малыми масштабами бизнеса и технологической зависимостью от других компаний. Теперь в Swedish Automobile сообщили, что не рассчитывают что-либо выручить от своих акций и спишут в убыток всю сумму инвестиций в Saab.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию