16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.59 / ₽ 8254
  • RTS1180.72
9 января 2012, 09:28 ОбществоПолитика

Образы 2011: Гавел и Ким Чен Ир

Лента новостей

В один день, 17 декабря 2011 года, на разных концах планеты умерли два абсолютных антипода: Вацлав Гавел и Ким Чен Ир. Кто из них ближе современной России?

Вацлав Гавел незримо присутствовал на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года.  Фото: Евгения Мангутова/BFM.ru
Вацлав Гавел незримо присутствовал на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года. Фото: Евгения Мангутова/BFM.ru

На многотысячном митинге, который прошел на проспекте Сахарова 24 декабря, совершенно неожиданно было много плакатов с портретом Вацлава Гавела. Бывший президент Чехии скончался за неделю до того, но его портреты на митинге против режима Путина не были только знаком скорби по великому современнику. Люди, вышедшие на Сахарова, протестовали против фальши современной чиновничьей России, которая в вызывающей манере проигнорировала смерть Вацлава Гавела, но выразила соболезнования северокорейским товарищам, лишившимся своего «любимого руководителя».

Одним из самых поразительных образов прошедшего года стал в этой связи самодельный плакатик, который попал в объектив нашего фотокорреспондента Евгении Мангутовой: «Нам Прага ближе, чем Пхеньян».

Причины того, что для Кремля Пхеньян стал ближе Праги, вполне прозрачны. Гавел отказался от немецкой премии «Квадрига», не желая делить ее с Владимиром Путиным, вследствие чего российский премьер так и не получил премии. И вот российская власть отомстила покойному за этот вызов: не выразила официальных соболезнований, не послала сколько-нибудь заметную делегацию на похороны в Прагу. Это многое говорит о том, кто правит современной Россией, тем более, что другие страны отдали дань памяти Гавелу на самом высшем уровне: в Прагу приехали Дэвид Кэмерон, Николя Саркози, Билл и Хиллари Клинтон.

Но даже если бы Кремль не сделал этот постыдный ляп, сам по себе факт ухода из жизни двух абсолютных антиподов в один день, 17 декабря, не может не привлечь внимания. В сообщениях информационных агентств смерть Ким Чен Ира выглядела гораздо более важным событием — как если бы масштабы злодейства определяли масштаб личности. В действительности ни о какой личности в случае с Ким Чен Иром речи вообще не может идти: северокорейский диктатор сам сделал все, чтобы внешний мир не знал ничего о нем как о человеке — за исключением его пристрастия к американским фильмам, пицце, суши и дорогим коньякам. В то же время масштаб личности Гавела был совершенно очевиден еще при его жизни.

Последний парад Ким Чен Ира. Фото: AP

Если и есть что-то общее между Гавелом и Кимом, так это то, что они — современники. Один сделал все от него зависевшее, чтобы падение коммунизма в Чехословакии не привело к большой крови. Над термином «бархатная революция» посмеивались, но в 2011 году, отмеченном серией куда менее мирных революций в арабских странах, достижение Гавела выглядит особенно значительным.

Другой продолжил традицию единственной в мире коммунистической монархии, которая держит под ружьем в голодающей стране одну из самых больших в мире армий. Понятно, что армия нужна северокорейцам не для завоевания соседних стран, а для подавления недовольства в собственной. Но при Ким Чен Ире экзотическая диктатура обзавелась еще и ядерным оружием, и это превратило режим в Пхеньяне в один из наиболее опасных на планете, прежде всего, в силу своей непредсказуемости и иррациональности.

Главным достижением жизни Ким Чен Ира в этом смысле стала его смерть, которую, несмотря на все разговоры о дружбе между Москвой и Пхеньяном, прозевала российская разведка (в чем с неожиданной откровенностью признался телеканалу «Россия» глава СВР Михаил Фрадков) и которую, как писала The New York Times, оказались не в состоянии предсказать спецслужбы США и Южной Кореи. Параноик у власти окружил себя настолько плотной завесой секретности, что о его смерти узнали только через 48 часов, когда на экранах северокорейского телевидения появилась рыдающая диктор в черном.

Сцены похорон Ким Чен Ира, которые транслировали все крупнейшие телеканалы мира, стали одним из самых шокирующих образов 2011 года. Бесконечная вереница дорогих лимузинов в городе, где фактически нет частного автотранспорта, и истеричные коллективные рыдания мужчин и женщин в военной форме и в штатском, которые волнами шли по толпе по мере продвижения похоронного кортежа, — это не нуждается в комментариях и не скоро забудется.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию