16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
10 апреля 2009, 21:33 Макроэкономика

В Белоруссии свой кризис

Лента новостей

Согласно предварительным данным Белстата, в I квартале 2009 года ВВП Белоруссии вырос на 1,1%. При этом в январе рост составил целых 4,2%, а по итогам первых двух месяцев года — 2,3%

Трактор «Беларусь» участвует в гонках по пересеченной местности. Фото: ИТАР-ТАСС
Трактор «Беларусь» участвует в гонках по пересеченной местности. Фото: ИТАР-ТАСС

Согласно предварительным данным Белстата, в I квартале 2009 года ВВП Белоруссии вырос на 1,1%. При этом в январе рост составил целых 4,2%, а по итогам первых двух месяцев года — 2,3%.

В кризисное время подобная динамика удивительна, однако на фоне предыдущих достижений белорусской экономики это немного. За 2008 год ВВП Белоруссии увеличился на 10%, годом ранее — на 8,2%. Объем промпроизводства в I квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 4,5%, зато сельхозпроизводство выросло на 6,3%.

«Это валовые показатели, которые рассчитываются по методике белорусского правительства. Сами по себе они ни о чем не говорят, в том числе об эффективности экономической модели и рентабельности предприятий, — объяснил BFM.ru заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. — По инерции белорусская промышленность, предприятия, субъекты хозяйственной деятельности в реальном секторе работают на склад. Согласно официальным данным, более чем у 60% предприятий в Белоруссии есть неликвидные запасы. Думаю, на самом деле этот показатель гораздо выше».

«Несмотря на падение российского рынка, он все равно абсорбирует львиную долю продукции из Белоруссии. Вместо больших процентов роста произошло снижение, но динамика ВВП по-прежнему осталась положительной, — говорит генеральный директор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов. — Директивные меры в экономике во время кризиса не всегда бывают плохими».

Между тем, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами Белоруссии в январе-феврале 2009 года составило 815 млн долларов, что в 40 раз превышает показатель I квартала предыдущего года. В частности, дефицит внешней торговли товарами вырос в 2,5 раза, а общий объем внешней торговли уменьшился на 38,3%. Причиной дефицита стало снижение экспорта на 45% год к году при сокращении импорта на 31,8%.

Еще в 2008 году отрицательное сальдо внешней торговли Белоруссии составило 4,4 млрд долларов при прогнозе 1,4–1,42 млрд. Чтобы спасти положение, белорусские власти попросили о кредитах ряд стран и финансовых организаций. В конце года 2 млрд долларов выделил МВФ, причем 800 млн из них уже поступили в страну. Главным требованием организации была девальвация белорусского рубля, которая и была проведена одномоментно 2 января 2009 года и составила 20%.

Результатом девальвации стал рост денежной массы в I квартале на 2,7% — до 31,8 трлн белорусских рублей: рублевый эквивалент валютных депозитов увеличился, а рублевые агрегаты денежной массы сократились. Доля наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) на 1 апреля в структуре денежной массы снизилась до 9,7% с 12,4% на 1 января 2009 года.

Тем не менее, инфляцию белорусским властям пока удается держать под контролем. По данным межгосударственного статистического комитета СНГ, годовой уровень инфляции в Белоруссии в январе-феврале составил 5,4% год к году. Для сравнения, в России этот показатель равен 13,6%. Среди других стран СНГ меньшей инфляцией в годовом исчислении могут похвастаться лишь Грузия и Армения (правда, по Туркмении и Узбекистану данных нет).

«Инфляция относительно низкая в силу достаточно высокой степени регулируемости. Работает система распределения, которая оттягивает по времени ряд процессов, происходящих у нас ежедневно. А потом могут произойти скачкообразные изменения, как случилось с курсом белорусского рубля», — отмечает в интервью BFM.ru Павел Нефидов из Финансово-банковского совета СНГ.

По мнению эксперта, дальнейшее поведение национальной валюты будет зависеть от двух факторов: стоимости энергоносителей и урегулирования вопросов кредитования, в первую очередь с Россией. «Если они будут решены в приемлемом порядке, то резких изменений не произойдет и дальнейшей девальвации не будет. Если же ситуация станет развиваться по негативному сценарию, то потребуются сильнодействующие лекарства», — полагает Нефидов.

Переговоры с российским правительством проходят не так гладко, как хотелось бы белорусскому лидеру Александру Лукашенко. На прошлой неделе Россия отказала Белоруссии в предоставлении очередного кредита в 100 млрд рублей, после чего Лукашенко заявил о невыполнении РФ договоренности по снятию ограничений во взаимной торговле и призвал своих министров «прекратить ползать на коленях» по кабинетам российских чиновников.

«Не хотят пускать нас на свои рынки — нам надо искать другие векторы экспорта. Жизнь заставляет лезть нас на другие рынки», — возмутился президент. Тем более что в России, по его словам, «больше непорядочного отношения к нам», чем в других государствах: «Да, мы не выбираем газ, а нам предъявляют штрафные санкции. Договорились по 150 долларов за газ, другие приезжают и говорят, что надо больше. Отдайте нам то, отдайте нам это». Обиженный Лукашенко пообещал, что в нынешних условиях ничего продавать России не будет, однако уже в пятницу, 10 апреля, прилетел в Москву мириться.

С партнером по союзному государству серьезно ссориться нельзя: Белоруссия практически полностью зависит от внешних поставок энергоносителей. До конца 2006 года у нее была возможность закупать нефть в РФ по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности, но и получать значительные доходы. После отмены прежнего порядка продажи нефти и газа Белоруссии пришлось отменить льготы большинству категорий граждан, которым раньше они предоставлялись.

С другой стороны, Россия — крупнейший рынок сбыта для белорусских производителей: сюда поступает 60–70% всех транспортных средств, машин и оборудования. По данным за 2007 год, 36,5% белорусского экспорта пришлось на РФ, 17,8% — на Нидерланды, еще 6,3% — на Великобританию. По структуре импорта первое место также принадлежало РФ (59,9%), за ней следуют Германия (7,6%) и Украина (5,4%).

На европейский рынок Белоруссия везет продукцию двух нефтеперерабатывающих заводов (Мозырского и Новополоцкого), построенных еще в советские времена и частично модернизированных. России достаются грузовые автомобили МАЗ и «БелАЗ», тракторы «Беларус», дорожно-строительная и коммунальная техника «Амкодор», телевизоры «Горизонт» и «Витязь», холодильники «Атлант», калийные удобрения предприятия «Беларуськалий», продукция текстильной и легкой промышленности.

Александр Фадеев из Института стран СНГ приводит статистику: по официальным данным, более 60% белорусских предприятий работает на экспорт, по неофициальным — 70%. «Белорусская налоговая система — одна из самых жестких, значительные средства от экспортных операций попадают в бюджет. Кроме того, конкурентоспособность белорусских товаров за счет низких цен на российские энергоносители повышается, однако прибыли все равно сокращаются», — отмечает эксперт.

Еще один индикатор экономического состояния страны, строительство, пока подает признаки жизни. В конце декабря управляющий партнер компании Colliers International в Белоруссии и странах Балтии Михаил Морозов рассказал в интервью BFM.ru, что амбициозный проект «Минск-Сити» лишь скорректирован, но не заморожен. Александр Фадеев объясняет, что строительство в Белоруссии — преимущественно государственный проект, финансируемый в первую очередь.

«В начале года было объявлено, что социальную программу в строительном секторе свертывать якобы не будут. Пока что строительство жилья ведется, — говорит Фадеев. — Однако МВФ в качестве одного из условий предоставления кредита выдвинул сокращение расходов на социальные программы».

Кризис не мог не сказаться и на безработице в стране. Официальных данных по безработным практически нет, правительство бравирует цифрами 1–2%. В реальности все значительно сложнее. «В процент безработных никогда не включали гастарбайтеров, а это ведь люди, которые не нашли приложения своим рабочим рукам в республике Беларусь и уехали, — поясняет Александр Фадеев. — Больше всего их в России: точных данных нет, но считается, что одномоментно в России работало до 300 тысяч белорусов, на Украине — еще 100 тысяч. При этом население страны составляет менее 10 миллионов человек».

По словам эксперта, некорректный показатель использовался для того, чтобы продемонстрировать, насколько выгодна и эффективна белорусская модель хозяйствования, однако объективного представления он не дает. Фадеев оценивает долю населения, которое либо не имеет работы, либо перебивается временными заработками, не менее чем в 5–7%.

Многое в экономике Белоруссии осталось неизменным или подверглось незначительному реформированию со времен СССР. Например, на государственные предприятия приходится не менее 75% ВВП страны. Александр Фадеев не исключает, что белорусская экономическая модель подтвердит свою неэффективность и плавно войдет в наиболее критическую фазу кризиса в течение 2009 года.

«Говорить, что эта система полностью рухнет, я бы не стал по той простой причине, что Белоруссия много занимает за рубежом. Расплачиваться придется в следующие годы, а, может быть, даже следующему поколению. Если бы экономическая модель была эффективной, не нужно было бы занимать в таких масштабах — они огромны для республики. Запросы делаются и во Всемирный банк, и в МВФ, и в ЕББР, и в Сбербанк, и в российский Минфин, белорусские эмиссары постоянно присутствуют в странах Ближнего Востока», — комментирует заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ.

«Вопрос в том, на сколько хватит кредитов, — продолжает Александр Фадеев. — На поддержание национальной валюты Белоруссия тратит около 300 млн долларов в месяц, а золотовалютные запасы у нее менее 4 млрд. Что дальше — очередная девальвация или деноминация? Сейчас экономику пытаются, как всегда во время кризиса, переориентировать на внутренний рынок. А там белорусский рубль — если он будет девальвирован или деноминирован, доверие будет потеряно и начнет рушиться банковская система, которая уже в январе испытала серьезные трудности».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию