16+
Понедельник, 11 декабря 2017
  • BRENT $ 63.12 / ₽ 3732
  • RTS1119.54
9 февраля 2012, 17:20
В фокусе: Запрос дня от Google

Москву признали грязнулей

Лента новостей

Москва включена в список 36 самых грязных городов России. В воздухе столице переизбыток диоксида азота, бензопирена, формальдегида и фенола. Желающим найти более благоприятный для жизни город предлагается ехать в Тамбовскую область или в Сургут

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Министерство природы опубликовало перечень самых грязных городов России. В список, который называется «Приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2010 году», наряду с промышленными центрами попала столица. Новость о том, что жить в Москве небезопасно с точки зрения экологии, заинтересовала многих и стала одним из самых популярных запросов дня в поисковой системе Google.

Наблюдения за качеством воздуха велись Минприроды в 249 городах, из них в список «чрезвычайно грязных» попали 36. В этих городах в общей сложности проживает 23,4 млн человек.

Всего же в России насчитывается 135 городов, в которых уровень загрязнения окружающей среды оценивается как высокий и очень высокий. В этих городах сконцентрировано 66% городского населения страны.

Надо сказать, что Москва попала в число «грязнуль» впервые за много лет. Ее примеру последовали Азов, Барнаул, Волгоград, Волжский, Набережные Челны, Ростов-на-Дону, Соликамск и Тверь.

А старожилами списка являются такие промышленные города, как Нижний Тагил, Новокузнецк, Магнитогорск и другие. Самый неблагополучный город, по версии Минприроды, — Братск, в котором наблюдается самый высокий уровень загрязнения воздуха.

Химикаты испортили воздух в столице

Города в списке расположены в алфавитном порядке, Москва — на 19 строчке. Экологи уточняют и список веществ, которые и определяют степень загрязненности атмосферы. В столице проблемы с диоксидом азота, бензопиреном, формальдегидом и фенолом.

Вода в Москва-реке загрязнена в верховьях вплоть до черты города и характеризуется как «очень грязная» ниже по течению.

В 2010 году экологи зафиксировали более 60 случаев высокого загрязнения воды различными веществами: только на реке Клязьма в Московской области было зарегистрировано 34 случая сильного загрязнения, сообщает Минприроды.

В Минприроды объясняют попадание Москвы в этот антирейтинг городов тем, что в 2010 году наблюдалось аномально жаркое лето, вызвавшее торфяные и лесные пожары. Однако нельзя утверждать, что до этого в Москве с экологией все было благополучно.

Еще в 2007 году в аналогичном докладе экологи Минприроды указывали, что в крупных городах, таких как Москва, выбросы от автотранспорта гораздо выше, чем от работы промышленных предприятий. В докладе за 2008 год экологи пришли к еще более неутешительным выводам: в Москве 100% населения проживает в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферы.

Алексей Киселев, координатор токсической программы Гринпис России указывает, что основным источником загрязнения в столице по-прежнему являются не промышленные предприятия, а автомобильный транспорт. «В городе ежедневно находятся порядка 3,5 млн автомобилей. Представьте, что это 3,5 млн маленьких печек, которые в первую очередь сжигают кислород, — поясняет BFM.ru Киселев. —Такое количество автотранспорта, который постоянно стоит в пробках и двигается по принципу «газ-сцепление-газ-сцепление», а это самый загрязняющий режим работы автомобиля, дает такой эффект».

Не стоит списывать со счетов и промышленные объекты, говорят BFM.ru экологи. К примеру, в конце прошлого года Московский НПЗ попал в список «100 главных загрязнителей России» по версии общественной организации «Зеленый патруль». «В зоне воздействия выбросов этого предприятия проживают миллионы людей. Пусть даже это один из самых современных нефтеперерабатывающих заводов страны, но все равно Капотня располагается на территории самого густонаселенного города страны», — говорится в официальном сообщении по поводу выхода рейтинга.

Алексей Киселев не уверен, что ситуация с экологией в Москве улучшится. Проблема в том, что количество автомобилей на столичных дорогах не уменьшается, несмотря на инициативу московских властей с выделенными полосами для общественного транспорта.

Напомним, идея выделенных полос для общественного транспорта возникла у столичных властей еще в прошлом году. В столице должно появиться 200 км выделенных полос, согласно официальным сообщения 2011 года. В ноябре 2011 года, к примеру, департамент капитального ремонта по Западному административному округу (ЗАО) Москвы разместил заказ на разработку проектно-сметной документации по устройству заездных карманов для общественного транспорта на 271,7 млн рублей. Однако строительство части полос было в итоге отложено.

Реализация этой программы могла бы привести к снижению уровня загрязнения воздуха автомобилями благодаря сокращению числа машин на дорогах, но в Москве по-прежнему нет пропаганды московского общественного транспорта, указывает Киселев.

Тем не менее, несмотря на скепсис экологов, столичные власти фиксируют рост числа поездок на общественном транспорте. В 2011 году, к примеру, оно увеличилось на 100 млн, до 3,6 млрд поездок, сообщал ранее заместитель мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов. В этом году столичные власти планируют, что число пассажиров общественного транспорта увеличится на 120 млн человек.

В Тамбове и Сургуте чисто

Надо сказать, что низкие оценки по экологии Москве ставят и эксперты других организаций. К примеру, в экологическом рейтинге, составленном общероссийской общественной организацией «Зеленый патруль», Москва занимает 65 строчку из 83-х. За экологическим благополучием эксперты «Зеленого патруля» теперь советуют ехать в Тамбовскую область.

Рейтинг составлялся с учетом состояния окружающей среды, наличия и реализации проектов по модернизации производства, а также на основе мониторинга СМИ, сообщений жителей города на «горячую линию» «Зеленого патруля» и собственных экспедиций в регионы. Эксперты составляли для каждого региона природоохранный, промышленно-экологический и социально-экологический индексы (последний учитывает показатели «среда обитания», «культура и образование», «морально-психологический климат», «гражданское общество», «власть и закон»).

По данным совместного рейтинга Института территориального планирования «Урбаника» и Союза архитекторов России, оптимальное соотношение стоимости жизни и качества городской среды сейчас зафиксировано в Сургуте.

В этот рейтинг вошли города с населением более 176 тысяч человек. Он составлялся с учетом оценки уровня экологического загрязнения, загруженности дорог, степени благоприятности природных условий, освещенности города, уровня преступности, возможности купить собственное жилье. Также учитывались уровень расходов на потребление, покупательская способность и другое.

Сургут набрал 76,23 балла из 100 возможных. Москва оказалась на девятой строчке. На последнем, сотом месте, — Махачкала.

Алексей Киселев полагает, что благополучными с экологической точки зрения являются города, которые находятся в районе Байкальской природной территории, за исключением самого Байкальска.

Добавим, что зарубежные эксперты в январе этого года поставили Россию на последнее место в списке 132 стран в мировом экологическом рейтинге, который составлялся учеными Йельского и Колумбийского университетов США. Рейтинг составлялся в рамках исследования результатов реализации программ по защите окружающей среды в первом десятилетии XXI века. Ученые зафиксировали ухудшение показателей страны в защите окружающей среды и отметили, что Россия эксплуатирует свои природные ресурсы «без соблюдения базовых норм и правил», сообщала газета The Financial Times.

Рекомендуем:

  • Фотоистории