Интернет, маркетинг и интернет-маркетинг
Лента новостей
Эксперт по интернет-маркетингу Федор Вирин взялся написать книгу для будущих специалистов интернет-проектов и людей, которые хорошо разбираются лишь в своей узкой теме. А получилось пособие по Интернету, полезное всем
Редко бывает так, что книга, предназначенная для специалистов одной отрасли, оказывается интересной гораздо более широкой аудитории. Эксперту по интернет-маркетингу и исследованиям в Интернете Федору Вирину удалось написать именно такую книгу — «Интернет-маркетинг. Полное практическое руководство» (книга вышла в издательстве «Эксмо»).
В книге обобщены многочисленные и, зачастую, разрозненные знания из сферы, которую, в целом, можно назвать интернет-бизнесом. Здесь раскрываются и узкопрофильные темы, приводятся полезные источники информации для начинающих. Можно сказать, что книгу должен прочитать каждый, кто хоть раз задавался вопросом: что такое «продвижение в Интернете»?
Федор Вирин — эксперт по интернет-маркетингу и исследованиям в Интернете. Партнер digital-агентства «НЛО-Маркетинг», исследовательского агентства Data Insight, образовательной компании «Талантика», компании GF; руководитель образовательной программы «менеджер в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» в Высшей школе экономики.
Хороших книжек по интернет-маркетину нет, заявляет автор во введении к своей работе. «Есть несколько книг, охватывающих лишь часть предметной области. Но нет ни одной, которая могла бы заложить основу обучения, связать все разрозненные части предмета воедино», — пишет автор. С этим утверждением трудно не согласиться.
Посещая профильные мероприятия по интернет-маркетингу — конференции, выставки, семинары — быстро приходишь к выводу, что все это очень интересно, но чего-то специалисты явно не договаривают. То же самое впечатление возникает и по прочтении большинства книг на темы маркетинга и рекламы в Интернете, написанных российскими авторами. С зарубежными многое обстоит иначе — они как раз не скупятся на изложение «основ». Но они по определению не могут рассказать о российской специфике интернет-бизнеса.
Как верно замечает Федор Вирин, у большинства специалистов, которые могли бы написать книгу полную, интересную, обобщающую всю информацию по теме, как правило, просто нет на это времени. Часто те же высококлассные специалисты предпочитают выбрать одну узкую тему, которая им ближе всего. Те, кто занимается контекстной рекламой, пишут о ней. Кто-то рассматривает исключительно медийную рекламу. Кому-то ближе тема таргетинга — ей и уделяется несколько сотен страниц книги. Юзабилити, SEO, SMM — есть множество слов и аббревиатур, за которыми скрывается та или иная часть инструментов интернет-маркетинга.
В полном практическом руководстве Федора Вирина освещаются все эти темы, приводятся и определения, и практические задания, подсказки к их решению, статистика, ссылки на полезные источники информации. Книга обобщает не только разносторонние знания автора о маркетинге в Интернете, но и о самом Интернете в целом.
Тем, кто считает себя асом в интернет-рекламе, будет полезно ознакомиться с главой, посвященной PR-кампаниям в Интернете. Менеджерам, которым необходимо заказать внешнему подрядчику продвижение сайта, не повредит сначала понять, что это вообще такое, с какими специалистами нужно иметь дело и как разговаривать с ними на одном языке. Это, кстати, часто экономит не только время, но и деньги компании. Об оптимизации бизнеса, кстати, в книге тоже рассказывается.
В целом же, работа Федора Вирина помогает увидеть в Интернете общее вместо частного, при этом не упуская из поля зрения узкоспециализированные темы.
Модные направления
Люди, так или иначе соприкасающиеся в работе с Интернетом (а таких сейчас великое множество), зачастую становятся жертвами невольных обманщиков.
Молодые, амбициозные и успешные люди, которые сами познакомились с маркетингом всего пару лет назад, обманываются, потому что придают Интернету тот вес, которого у него пока еще нет и, возможно, никогда не будет. Сам Интернет и то, что в нем находится, — площадка для маневров, но не панацея от всех проблем бизнеса, предупреждает автор.
Однако сами молодые рекламщики, пиарщики, менеджеры по social media, зачастую преподносят клиентам — будущим и настоящим — имеющиеся технологии работы с аудиторией в Интернете как «волшебную таблетку».
Федор Вирин, давно и успешно работающий на интернет-рынке, далек от подобных иллюзий: видимо, сказывается 12-летний опыт работы. В его «руководстве» можно найти примеры, когда использование инструментов продвижения в Интернете работают, а когда — нет. В каких случаях кампания в Сети необходима, а когда лучше обойтись другими площадками.
Большая часть книги посвящена работе с социальными сетями. Теме SMM (social media marketing) уделено очень много внимания. Полезные примеры продвижения в соцсетях с трезвой оценкой и «разбором полетов» также присутствуют.
Еще одна тема, без которой не обходится сейчас ни одно профильное событие, — мобильный Интернет. Как работать с ним — вопрос, на который зачастую не находят ответа даже бывалые маркетологи. Тема относительно новая, и готовых рецептов успеха здесь еще не придумали. Зато многие успели «набить шишки» или получить полезный опыт. Этот канал коммуникации с потребителями сегодня нельзя сбрасывать со счетов, что и делает автор книги про интернет-маркетинг.
Резюмируя, хочется отметить, что, несмотря на неизбежное наличие специализированных слов и выражений, книга Федора Вирина на удивление легко читается — в отличие от многочисленных глянцевых пособий начинающим рекламщикам, пиарщикам и маркетологам, где из-за обилия профессионального сленга авторы зачастую сами теряют нить повествования. На вопрос, кому книга пригодится, можно с уверенностью ответить: всем, кому интересно, как устроен Интернет и почему реклама в Сети стоит дороже, чем на любой другой площадке.