16+
Понедельник, 20 ноября 2017
  • BRENT $ 62.62 / ₽ 3700
  • RTS1132.45
1 марта 2012, 17:09 Право

«Донскому табаку» запретили розовые постеры

Лента новостей

Отклонена кассационная жалоба компании «Донской табак» на решение ФАС о признании рекламы сигарет в женских журналах ненадлежащей

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) сегодня, 1 марта, поставил точку в давней истории о рекламе тонких сигарет Кiss с использованием образов подростков. Суд отклонил кассационную жалобу компании «Донской табак», которая пыталась добиться отмены решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о признании рекламы сигарет в женских журналах ненадлежащей.

Решение о нарушении компанией закона «О рекламе» ФАС вынесла 12 апреля прошлого года после обращения в службу Ассоциации рекламодателей. Организацию возмутила рекламная кампания сигарет со слоганом «Мысли в стиле Kiss!» в ряде женских журналов, в частности, Cosmopolitan и Hello.

Недовольство заявителя вызвало два розовых постера, которые были размещены в журналах с мая по август 2010 года. На одном была изображена девушка с конфетой во рту, на другом — с котенком в руках, в обоих присутствовали изображение открытой пачки сигарет, надпись «Мысли в стиле Kiss!» и предупреждение о вреде курения.

В нижней части первого плаката имелась также надпись «Люблю все новое, вкусное и круглое!», в нижней части второго — «Я как кошка: мурлычу и реагирую на Kiss... Kiss».

Ассоциация рекламодателей посчитала, что имеет место нарушение статьи 23 закона «О рекламе».

Часть 1-я этой статьи гласит, что реклама табака и табачных изделий «не должна содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния».
Часть 4-я запрещает использовать в рекламе табака образы несовершеннолетних.

ФАС согласилась с доводами рекламщиков и вынесла предписание о прекращении рекламодателем нарушения. Позже, в июне, ведомство оштрафовало «Донской табак» на 100 тысяч рублей.

Производитель табака попытался оспорить принятые решения в судах. Спор о правомерности самой рекламы разгорелся летом в столичном арбитраже. Начальник юротдела «Донского табака» Светлана Басалаева утверждала, что рекламная кампания сигарет Kiss рассчитана на студенток, а модель, снявшаяся с леденцом, достигла 21 года.

Эмоциональное состояние девушки-модели вызвало у суда подозрения

Однако 9 августа прошлого года Арбитражный суд Москвы отклонил иск компании. По мнению суда, из содержания рекламного макета «явно следует, что девушка-модель пребывает в положительном эмоциональном состоянии, из чего потребитель может сделать вывод о том, что курение способствует улучшению эмоционального состояния».

«Независимо от возраста девушек-моделей, которые снимались в рекламе, созданные ими образы являются образами несовершеннолетних, поскольку модель является молодой девушкой, точный возраст которой потребителю сложно определить», — указал суд.

Истец обжаловал принятое решение в 9-м апелляционном арбитражном суде, но 7 октября тот оставил его в силе. Тогда производитель табачной продукции подал жалобу в кассационную инстанцию.

Состоявшееся сегодня в ФАСМО слушание заняло не больше десяти минут.

Представляющие интересы компании юрист Светлана Басалаева и адвокат Марина Скрыпник просили отменить ранее вынесенные судебные акты и удовлетворить их требование.

Они ссылались на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон и вообще не учел результаты проведенной ими в Ростовском центре судебных экспертиз психолого-социологического и лингвистического исследования.

Как рассказала BFM.ru Марина Скрыпник, реклама не содержит утвердительных формулировок. «Автор комментариев к закону «О рекламе» специально привел примеры того, какие слоганы нельзя использовать, например «Ты куришь — значит, ты вырос!», «Курение — взрослое решение!» — отметила адвокат. — Ничего подобного в рекламе сигарет Kiss не было. Эксперты пришли к выводу, что кошки используются во многих рекламах, а розовый цвет — это не только цвет подростков. Его используют в рекламе машин, брендовой одежды, которая рассчитана на явно взрослую аудиторию».

По словам адвоката, если следовать логике ФАС, то съемка в рекламе сигарет пожилых людей могла бы привести к обвинению компании в том, что она якобы утверждает: курение способствует долголетию. Скрыпник добавила, что «Донской табак» не сам придумал рекламу, а «обращался к известным московским фирмам, которые знают закон и приемы рекламы».

«Происки конкурентов»

Представитель ФАС был краток. Он просил оставить решения нижестоящих судов в силе, что и было сделано.

Покидая суд, представители «Донского табака» заявили, что не намерены сдаваться. Они не исключили, что оспорят принятый судебный акт в порядке надзора в Высшем арбитражном суде. По мнению юристов, обращение Ассоциации рекламодателей в ФАС является следствием конкурентной борьбы. «Война с «Донским табаком идет давно. Это единственная чисто российская компания, остальные — скуплены западными фирмами либо имеют в своем составе иностранных акционеров», — заявила BFM.ru Скрыпник.

Отметим, что компанию «Донской табак» и, правда, не один раз упрекали в том, что она хочет расширить аудиторию покупателей за счет несовершеннолетних. В конце августа 2011 года компания объявила о выводе на рынок сигарет марок Sweet Dreams стоимостью всего 20 рублей. На упаковке появились изображения молодых модно одетых девушек «с оттенком глянца и гламура», отправившихся в путешествие. Однако под давлением разгневанных представителей общественности «Донской табак» уже в сентябре объявил о прекращении выпуска этих сигарет, а руководство компании пообещало внести корректировки в общую маркетинговую стратегию.

«Донской табак» — крупнейший отечественный производитель табачных изделий. Первая продукция фабрики, расположенной в Растове-на-Дону, была выпущена в 1857 году. Мощности по переработке табака компании составляют 40 тысяч тонн в год, по производству сигарет — 26,1 миллиарда сигарет в год. Ассортиментный портфель — 40 марок. «Донской табак» осуществляет поставки своей продукции во все регионы России, а также на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.
Компания входит в табачный бизнес-комплекс многоотраслевого холдинга «Группа Агроком». 75,71% акций «Донского табака» принадлежат Ивану Саввиди.
В начале ноября прошлого года в СМИ прошла информация, что «Донской табак» выставлен на продажу. В качестве вероятного покупателя называлась британская компания Imperial Tobacco.

Рекомендуем:

  • Фотоистории