16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.55 / ₽ 8239
  • RTS1186.79
4 апреля 2012, 19:06 ОбществоАвтоПраво

Чиновников рассадят в машины по чинам

Лента новостей

Закон, запрещающий покупать для российских чиновников машины иностранного производства, будет разработан в течение 2-3 месяцев и оформлен в виде постановления правительства. Для разных категорий госслужащих установят рамки дозволенного

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В среду, 4 апреля, заместитель министра экономического развития России Михаил Осеевский сообщил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что закон, запрещающий чиновникам покупать иномарки, будет разработан в течение 2-3-месяцев. Оформлен документ будет в виде постановления правительства. Закупать для госслужащих разрешат все автомобили, произведенные на территории России, в том числе иностранных марок.

С одной стороны, данная инициатива выглядит вполне последовательной в свете возможного введения налога на роскошь (его инициировал Владимир Путин), и президентского законопроекта о контроле над расходами чиновников, который накануне был внесен в Госдуму. С другой, подобные предложения уже неоднократно звучали и ранее, однако по тем или иным причинам реализованы не были. Теперь же эти инициативы, которые в целом находят одобрение у многих экспертов, представлены в рамках единой кампании со стороны власти.

Напомним, в частности, Минэкономразвития еще недавно приводило веские доводы, почему чиновников нельзя ограничивать в выборе машин. С такой инициативой в конце октября прошлого года выступали и КПРФ, и «Справедливая Россия». Однако в марте этого года ведомство кардинально пересмотрело свою точку зрения.

Плавающие рамки

«Сейчас существует множество примеров, когда чиновниками закупаются автомобили с избыточными потребительскими свойствами», — констатировал в среду в эфире «Эхо Москвы» Михаил Осеевский. Он отметил, что необходимо установить рамки для чиновников, причем они должны варьироваться в зависимости от разных категорий госслужащих.

При этом замминистра подчеркнул, что самым эффективным способом отслеживания покупок чиновников является общественный контроль. «Мы в законе «О федеральной контрактной системе» ввели специальный пункт, который позволяет людям обращаться с жалобами в различные инстанции», — пояснил он.

Ранее, в середине марта этого года, Осеевский заявлял, что на элитных иномарках должны ездить лишь высшие руководители страны, а также те, кому положена государственная охрана. Все остальные могут передвигаться на автомобилях, произведенных на территории России.

Приуроченное действие

Координатор Комитета по борьбе с коррупцией Ирина Рукина в интервью BFM.ru отметила, что без оформления законопроекта в виде постановления правительства заявленной цели вряд ли удастся достичь: «В ином случае все будет как и сейчас, то есть сделают нужные расчеты и начнут говорить, что гораздо выгоднее покупать иномарки, так как они намного экономичнее и легче обслуживаются».

Такое постановление правительства нужно, считает Рукина. А в том, что его решили сделать именно сейчас и к тому же в довольно сжатые сроки, нет ничего удивительного. Это связано с вступлением Путина в президентство: «Ему нужны какие-то действия, которые продемонстрируют, что он изменил политику, что он нацелен на перемены. И чиновники должны показать пример, первыми эту идею воплотить в жизнь».

К тому же на сегодняшний день эта мера более реализуема, считает координатор Комитета по борьбе с коррупцией. Напомним, идея пересадить чиновников с элитных машин на отечественные не нова.

Еще в 1997 году Борис Немцов, занимавший на тот момент пост первого зампреда правительства, предложил бороться с привилегиями, призвав чиновников пересаживаться с Mercedes на отечественные «Волги». Но эта инициатива, как, впрочем, и последующие подобные, так и осталась только инициативой.

«Сейчас это сделать гораздо реальнее, учитывая, что Россия вложила очень большие бюджетные деньги в становление нашей автомобильной промышленности, — отмечает Рукина. — В стране очень много совместных автопредприятий, так как иностранным инвесторам собирать машины здесь гораздо выгоднее, чем возить через границу. В то время, когда Немцов выходил с идеей, тогда такой ситуации не было, наоборот, автомобильные заводы в России находились в полной разрухе. В том числе и поэтому тогда эту инициативу Управделами президента легко «завернуло».

Не стоит печалиться

Государственные закупки элитных иномарок давно являются поводом для многочисленных разоблачений. Это и не удивительно, учитывая, что российские чиновники не привыкли экономить на подобных «атрибутах». Эксперты отмечают, что одной из самых популярных марок у российских госучреждений является Toyota Land Cruiser 200. Средняя стоимость такого автомобиля превышает 3 млн рублей.

Среди почитателей этой марки, заказавших машины в последнее время, Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Кабардино-Балкарии. Согласно данным сайта госсзакупок, в ведомстве решили приобрести черный автомобиль в комплектации полный люкс с вентилируемыми сиденьями за 3,3 млн рублей. Не отстают от своих коллег и приставы из Республики Саха, они готовы потратить на такую машину 3,35 миллиона бюджетных рублей.

Впрочем, чиновникам волноваться незачем. Машины всех классов, в том числе и премиальных сегментов, либо уже выпускаются в России, либо станут производиться в ближайшем будущем.

Монополистом в роли поставщика машин высшим эшелонам может стать BMW. Во всяком случае, на первое время. Эта германская компания — единственная в России производит автомобили представительского класса — BMW 7-й серии — на калининградском «Автоторе». Составить конкуренцию BMW сможет концерн Volkswagen, который рассматривает возможность возобновления выпуска на предприятии в Калуге автомобилей Audi. Решение правительства может стать лишним аргументом в пользу этого. Тем более, что главный конкурент и любимая марка наших властей — Mercedes — не имеет производства легковых машин в России и о планах по его созданию пока ничего не известно.

Чины пониже также не будут обижены. Во-первых, та же BMW производит на «Автоторе» внедорожники X5 и седаны бизнес-класса 5-й серии. В Санкт-Петербурге Toyota выпускает модели Camry, а Nissan — Teana. Volkswagen собирает в Калуге внедорожники Touareg.

Что касается наиболее востребованных чиновниками внедорожников Toyota, то и они в обозримом будущем будут выпускаться в нашей стране. Японский концерн планирует организовать их производство на Дальнем Востоке. Правда, пока речь идет о модели Land Cruiser Prado. Но, возможно, в Toyota решат выпускать у нас и машину побольше и подороже — Land Cruiser 200 — чтобы не обделять российских госслужащих.

Соседи «по несчастью»

Отметим, прокатиться с комфортом чиновники любят не только в России. К примеру, проблема слишком дорого автопарка чиновников сейчас активно обсуждается и в Китае. Власти страны, подсчитав, что ежегодно из бюджета на закупки и ремонт машин уходит слишком много средств, решили с этим бороться.

В итоге, совсем недавно на сайте министерства промышленности и информационных технологий Китая был опубликован список моделей машин, которые будут закупаться для государственных нужд.

В этом списке фигурируют только модели, произведенные китайскими брендами, но он поражает разнообразием — в него вошли 412 моделей. Это не только седаны и внедорожники, но и минивэны, спорткары, гибриды и электромобили. Большую часть списка заняли модели Roewe, FAW Besturn, Dongfeng, Chery, BYD и Geely.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию