16+
Среда, 22 ноября 2017
  • BRENT $ 62.81 / ₽ 3717
  • RTS1147.61
5 апреля 2012, 23:40 Технологии

Сотовых операторов не пугает IPO Facebook

Лента новостей

IPO Facebook — самое худшее, что может случиться для операторов сотовой связи. Потери от падения популярности SMS могут вырасти вдвое, прогнозируют аналитики

Фото: Jollyboy/flickr.com
Фото: Jollyboy/flickr.com

С выходом Facebook на IPO аудитория соцсети вырастет, а выручка сотовых операторов понизится. Такой прогноз дал агентству Bloomberg управляющий директор консалтинговой компании Magister Advisors Виктор Баста (Victor Basta). По его словам, IPO Facebook грозит операторам сотовой связи снижением доходов от таких сервисов, как обмен текстовыми сообщениями (SMS).

Аудитория крупнейшей в мире социальной сети Facebook приближается к 850 миллионам человек, а выход на биржу только прибавит ей популярности, считает Баста.

Как ожидается, Facebook проведет IPO в начале мая. По оценкам экспертов, в результате первичного размещения акций компания сможет привлечь до 10 млрд долларов. В таком случае IPO соцсети станет рекордным среди интернет-компаний и четвертым крупнейшим в истории США после Visa, General Motors и AT&T Wireless. Организаторами первичного размещения акций Facebook стали девять банков: Deutsche Bank, Credit Suisse, Citi, Morgan Stanley, J.P. Morgan, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Barclays и Allen & Company.

Однако мессенджер Facebook — далеко не единственная угроза SMS, существующая сегодня. Всевозможных сервисов и клиентов, конкурирующих с услугой операторов, существует множество, начиная с iMessage для iPhone и заканчивая мобильным «Mail.ru-агентом», не говоря уже о таких популярных сервисах IP-телефонии, как Skype или Viber.

По оценкам аналитической компании Ovum, в прошлом году операторы сотовой связи недосчитались из-за бесплатных мессенджеров 13,9 млрд долларов выручки от услуг по передаче платных SMS. В текущем году потери могут почти удвоиться — до 23,2 млрд долларов, а в будущем доходы операторов будут снижаться еще больше.

Выручка от передачи данных в сотовых сетях значительно превысила доход операторов от передачи SMS еще в 2010 году, о чем сообщалось в отчете AC&M Consulting.

Российские операторы отказались комментировать BFM.ru вопрос о влиянии на их выручку популярных соцсетей и мессенджеров, позволяющих отправлять бесплатные сообщения при помощи мобильных телефонов. Представители «большой тройки» утверждают, что грядущее IPO Facebook и рост популярности данной соцсети в России пока их не беспокоит — напротив, они с интересом наблюдают за этим процессом и стараются использовать его себе во благо.

«Аудитория Facebook — это далеко не аудитория всей России. Более того, даже ранее вышедшие на рынок и более популярные в России социальные сети не убили популярность SMS, — заявила BFM.ru пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева. — SMS — это более привычный и удобный способ мгновенной коммуникации для большинства пользователей. Его преимущество в том, что пользователь гарантированно мгновенно получит сообщение, в то время как в случае соцсети — не факт, что оба абонента будут в ней в нужный момент. При этом далеко не все люди из контактов телефона являются пользователями соцсетей».

По словам Айбашевой, «ВымпелКом» (предоставляет услуги связи под маркой «Билайн») проводил собственное исследование по абонентам, которые начали пользоваться соцсетями при помощи мобильных телефонов. «Каннибализации SMS в их случае мы не заметили. Зато мы видим, что пользование соцсетями помогает популяризировать мобильный Интернет», — отметила она.

Кроме того, представитель «ВымпелКома» указала, что проникновение смартфонов в России пока не высоко, а именно их обладатели в основном и пользуются Facebook.

Впрочем, если говорить о проникновении смартфонов, то ситуация меняется. В мартовском отчете компании «Связной» сообщалось, что объем продаж смартфонов в России за только за прошлый год вырос на 75% и составив 7,6 млн штук. Популярность обычных сотовых телефонов, напротив, начала падать — их продажи снизились на 3%. Как уже отмечали в интервью BFM.ru представители сотовых ритейлеров, доли смартфонов в их продажах в прошлом году составили 20-25% от всех реализованных мобильных телефонов. По прогнозам, к концу текущего года смартфоны могут занять 30% российского рынка мобильных телефонов.

По данным J’son & Partners Consulting за октябрь 2011года, 52% пользователей мобильного Интернета в России хотя бы раз в неделю используют свои смартфоны для доступа к социальным сетям.
«Мы внимательно следим за развитием интернет-сервисов. Но SMS на данный момент — это универсальная услуга. Отправить SMS можно всегда, единственное условие отправки — наличие телефона у отправителя и получателя. В случае c интернет-мессенджерами возникает ряд дополнительных условий — функционал телефона, доступ в сеть по GPRS/EDGE/3G, присутствие абонента в конкретной соцсети или мессенджере и прочие», — рассказала BFM.ru пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина.

Сервис SMS не становится менее востребованным, вторит представитель «МегаФона» коллеге из «ВымпелКома». «Тем не менее, учитывая возрастающие потребности абонентов в скоростном мобильном доступе в Интернет, мы делаем упор именно на развитие сети 3G и большое внимание уделяем безлимитным тарифам для мобильного Интернета», — добавила Дорохина.

«МегаФон» не наблюдает снижения общего количества SMS, тем не менее, объем трафика интернет-сервисов в сети оператора растет. По словам Дорохиной, такая тенденция, скорее всего, сохранится и в будущем, так как SMS и мессенджеры — услуги различного назначения. «SMS люди используют для гарантированной доставки на телефон определенной информации и, скорее всего, той, которая должна быть написана именно текстом. Мессенджеры — это, скорее, альтернатива разговорам, причем не в ущерб телефонным звонкам», — пояснила Юлия Дорохина.

В МТС, в свою очередь, указывают на недостаточно высокое проникновение социальных сетей в России и странах СНГ, из-за чего сервисы в этих сетях не представляют реальной угрозы традиционным операторским услугам — звонкам и SMS. По словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, в 2011 году SMS-трафик в сетях оператора вырос почти на 20%.

«МТС совместно с другими операторами-участниками GSMA прорабатывает вопрос запуска платформы Rich Communication Suite (RCS), которая позволит расширить базовый набор услуг операторов, добавив к нынешним — голосовой связи и SMS — поддержку видеозвонков, видеоконференций и чата, а также предложить операторскую альтернативу коммуникационным сервисам социальных сетей. МТС планирует тестирование решения RCS в России на базе платформы своего партнера — Vodafone», — рассказала Валерия Кузьменко.

Рекомендуем:

  • Фотоистории