16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.19 / ₽ 7980
  • RTS1130.28
20 апреля 2012, 15:51 Право
Актуальная тема: Теракт в Домодедово

За безопасность в «Домодедово» никто не ответит

Лента новостей

Прекращено уголовное дело о неисполнении требований безопасности в аэропорту «Домодедово», открытое по указанию президента РФ на следующий день после теракта в январе 2011 года. Закрыв одно дело, следователи завели несколько новых

Фото: Katie@!/flickr.com
Фото: Katie@!/flickr.com

Сегодня стало известно о том, что Следственное управление Следственного комитета России (СКР) по Центральному федеральному округу прекратило громкое уголовное дело о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности в столичном аэропорту «Домодедово». Дело было возбуждено на следующий день после теракта в январе 2011 года, в результате которого погибли 37 и были ранены 173 человека.

Под подозрения попали высокопоставленные сотрудники транспортной полиции, руководители компаний, отвечавших за безопасность в аэропорту и управляющей аэропортом офшорной компании. Год спустя выяснилось, что претензии к ним были необоснованны.

После теракта, совершенного 24 января 2011 года 21-летним смертником Магомедом Евлоевым, президент Дмитрий Медведев поручил разобраться «с ответственностью должностных лиц, отвечающих за безопасность на транспорте». Президент лично нанес визиты в столичные аэропорты, а также приказал главе МВД Рашиду Нургалиеву «тряхнуть» всю транспортную милицию, чтобы обеспечить ежедневный контроль за безопасностью на транспорте. «Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других людей. Контроль должен быть ежедневным, он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе мы просто не добьемся тех целей, которые ставим», — сказал глава государства, комментируя доклад главы МВД об увольнениях милицейского руководства в аэропорту «Домодедово».

Следствие с размахом

Указание президента правоохранители приняли «под козырек». Уже 25 января 2011 года СКР возбудил уголовное дело о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности (статья 263.1 УК РФ). Дело передали для дальнейшего расследования в Следственное управление СКР по Центральному федеральному округу.

Подозреваемыми по нему проходили бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД «Домодедово» Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. В числе подозреваемых также оказались директор российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Limited Игорь Борисов, его заместитель Вячеслав Некрасов, управляющий директор компании «Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово», отвечавшей за безопасность аэропорта, Андрей Данилов и начальник службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолий Моисеев.

Однако позже все перечисленные лица перешли в разряд свидетелей. Обвинений никому так и не предъявили. Хотя, как сообщает СКР, расследование шло с размахом: в рамках дела были допрошены более 300 свидетелей, проведено 196 экспертиз (в том числе 180 медицинских, 8 компьютерно-технических, 2 комплексные трасологические и технико-криминалистическая, 2 документально-технические и документальная, лицензионно-документальная, дактилоскопическая, бухгалтерская и комиссионная медицинская), а также судебная экономическая экспертиза, проведено 35 выемок и 10 обысков.

Проанализировав международное и федеральное законодательство, следователи пришли к выводу, что в действиях подозреваемых отсутствовал состав преступления.

Систему безопасности прописали уже посте теракта

«Следствием установлено, что система мер безопасности на объектах воздушного транспорта не была определена и на момент совершения террористического акта отсутствовали нормативные акты, регламентировавшие порядок действий субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности», — сообщил BFM.ru официальный представитель СРК Владимир Маркин. Он пояснил, что требования Минтранса России по обеспечению транспортной безопасности были разработаны уже после совершенного теракта — 8 февраля 2011 года.

Напомним, приказ Минтранса предписал, в частности, создать в аэропортах подразделения транспортной безопасности, включая группы быстрого реагирования. Они должны нести круглосуточные дежурства и патрулировать здания аэровокзального комплексе. На представителей аэропортов также возложили выявление и предотвращение противоправных действий, в том числе пресечение терактов.

Представители аэропорта «Домодедово» пытались через суд отменить ряд пунктов приказа Минтранса. Они посчитали, что на собственников транспортных объектов государство фактически переложило функции правоохранительных органов. Однако в декабре 2011 года Верховный суд отклонил иск аэропорта.

На смену старому делу возбудили новые

Отметим, что все фигуранты прекращенного уголовного дела, которое закрыли накануне истечения полномочий Дмитрия Медведева, по закону имеют право на реабилитацию и возмещение вреда, связанного с необоснованным уголовным преследованием. Однако они вряд ли рискнут выставить счет государству.

Дело в том, что, прекратив дело по статье 263.1 УК, следствие выделило из него материалы, послужившие основанием для возбуждения другого дела по «отдельным эпизодам преступной деятельности некоторых собственников имущественного комплекса аэропорта «Домодедово»». Как сообщает СКР, сотрудников ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта «Домодедово» (КААД) и других лиц подозревают в мошенничестве и фальсификации доказательств (часть 4-я статьи 159 и часть 1-я статьи 303 УК РФ).

По данным следствия, сотрудники ЗАО «КААД», зная о начале процедуры банкротства ОАО АК «Красноярские авиалинии» и наличии поручительства ОАО «Аэропорт «Внуково», изготовили фиктивные счета-фактуры на поставку авиатоплива на общую сумму более 224 миллионов рублей и обратились в арбитражный суд о взыскании этой суммы с аэропорта «Внуково». Впоследствии эти перечисленные на счет ЗАО «КААД» денежные средства были похищены.

Однако на этом СКР, похоже, останавливаться не собирается. Комитет информирует, что из прекращенного уголовного дела выделены в отдельное производство материалы в отношении должностных лиц администрации Домодедовского района Московской области. Их подозревают в неправомерном распоряжении находившимися в федеральной собственности земельными участками, расположенными в границах аэропортового комплекса «Домодедово» и переданных в собственность в 2006–2011 годах иностранным компаниям, зарегистрированных в офшорах.

«Помимо этого, из прекращенного уголовного дела также выделены другие материалы, по которым проводятся следственные действия и принимаются процессуальные решения», — говорится в сообщении ведомства.

Что же касается основного уголовного дела, то по результатам его расследования Следственный комитет России внес представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. «На вид» поставили Министерству транспорта России, Министерству здравоохранения правительства Московской области, МЧС и МВД России.

«Уголовный инструмент» для выяснения собственника

По мнению экспертов, несмотря на озвученные следствием мотивы прекращения первого дела, в этой истории не все очевидно.

Так, адвокат Игорь Трунов считает, что с помощью уголовного преследования власть хотела установить собственника важного актива — крупнейшего аэропорта страны. Напомним, допрошенные в ходе следствия нанятые топ-менеджеры ОАО «Домодедово» не признали право собственности на предприятие и отказались раскрывать имя владельца, сославшись на статью 51-ю Конституции России.

«Уголовный инструмент и инструмент политической власти — это классика. Такой стратегически важный актив не мог оставаться с непонятной историей владения, с непонятно куда утекающими доходами, — сказал Игорь Трунов. — Когда туман рассеялся, я думаю, под ковром прошли определенные договоренности, соглашения на тему: либо этот актив остается там, где оставался, но с определенными «но», либо он переходит на каких-то условиях туда, куда государству было удобно. Когда этот центральный вопрос был решен, все остальные рычаги и интересы начали потихоньку отпадать. Как следствие этого, уголовное дело начало затухать. Мне со стороны кажется, что юриспруденции здесь мало, здесь больше политики, потому что такие крупные активы с таким мощным потоком прибыли не могут оставаться инкогнито и без контроля со стороны власти. Я думаю, что именно с этим была связана история с возбуждением и прекращением уголовного дела».

Трунов уверен, что следователи в конце концов смогли выяснить, кто же является истинным собственником аэропорта «Домодедово». Адвокат отмечает, что никто не может воспрепятствовать такого рода расследованию в рамках дела, касающегося терроризма: «Думаю, что этот вопрос снят и решен однозначно. Недопустимо оставлять такие крупные объекты в тени офшорных зон. Если президент не сделал это силой своей власти и давлением Следственного комитета, то грош ему цена».

Кто купит «Домодедово»?

Отметим, что разговоры о покупке аэропорта ведутся с прошлого года. В январе стало известно, что о приобретении «Домодедово» подумывает бизнесмен Виктор Вексельберг. А в апреле прошла информация, что аэропорт могут купить Внешэкономбанк и «Альфа-групп».

Пока же заявку на покупку аэропорта, а их до 1 марта текущего года собирал Goldman Sachs, направила только группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, которая планирует взять кредит у Сбербанка.

Впрочем, сегодня председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг подтвердил интерес компании к аэропорту «Домодедово», однако отметил при этом, что «процесс организации тендера по его продаже нам не очень нравится, поэтому мы осторожны». По его мнению, механизм организации тендера «не совсем прозрачен».

Расследование же дела о теракте в «Домодедово» уже завершено. По обвинению в терроризме, бандитизме и других преступлениях перед судом предстанут сообщники смертника — уроженцы Ингушетии братья Ислам и Илез Яндиевы, а также Башир Хамхоев и Ахмед Евлоев. Сейчас они знакомятся с материалами 100-томного уголовного дела, которое уже этим летом может «уйти» в Мособлсуд.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию