16+
Понедельник, 18 декабря 2017
  • BRENT $ 63.47 / ₽ 3721
  • RTS1147.91
8 мая 2012, 13:30 ОбществоАвтоПолитика

Кто катал «Катюшу»

Лента новостей

Союзники СССР в войне с фашистской Германией поставляли по ленд-лизу продукты, вещи и автомобили. В канун праздника BFM.ru решил вспомнить машины союзников, на которых советские солдаты приближались к великой Победе

Солдаты в освобожденном ими селе в Чехии. Фото: РИА Новости
Солдаты в освобожденном ими селе в Чехии. Фото: РИА Новости

В Европе и США День Победы празднуют 8 мая. В этот день в 1945 году союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию фашистской Германии. Конечно, основной удар пришелся на СССР, войну выиграли мы, чтобы там ни говорили американцы или англичане. Однако не стоит недооценивать и помощь, которую оказывали союзники. В частности, по ленд-лизу автомобильной техники.

Промышленность СССР в годы войны была переориентирована на выпуск преимущественно боевой техники — танков, самолетов, а подвижного состава для перевозки людей, боеприпасов, да и для установки орудий катастрофически не хватало. Армии требовались грузовики и вездеходы, их-то в большом количестве и стали поставлять союзники.

Среди поставляемых в рамках ленд-лиза в СССР автомобилей был большой внедорожник Dodge WC-51. Его еще называли «Додж три четверти» из-за непривычной грузоподъемности — 3/4 тонны. Однако он уступал по массовости компактным Willys. Dodge WC-51. Фото: macspite/flickr.com

Изначально грузы из США и Великобритании шли в нашу страну морскими путями — в северные порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск. Также из США корабли приходили на Дальний Восток. Однако наиболее оптимальным, в том числе с точки зрения безопасности, оказался южный путь — через Иран и Ирак. Техника приходила в виде машинокомплектов, а на берегу ее собирали, после чего готовые машины через Армению, Азербайджан и Туркмению доставлялись в эпицентр боевых действий.

Всего союзники поставляли в СССР более 50 моделей различной техники, выпускаемой 26-ю производителями. Среди них Willys, Dodge, Studebaker, GMC, A.E.C., Bedford, Albion, Austin, Scaммel.

Однако самыми массовыми стали грузовики Studebaker US-6 (в Советский Союз было отправлено более 100 тысяч штук), внедорожники Willys и его аналог Ford GRW (примерно 50 тысяч экземпляров).

Для генералов и минометов

Studebaker US-6 начали выпускать в 1941 году. Автомобиль оснащался карбюраторным двигателем объемом 5,2 л и мощностью 95 л.с. В Советский Союз поставляли модификации с колесными формулами 6х4 и 6х6, с длиной 4 120 мм и короткой базой — 3 760 мм. Преимущественно машины шли в бортовых модификациях, но встречались и самосвалы, и даже автоцистерны. А шасси Studebaker US-6 широко использовали и для установки на них минометных систем, в частности, БМ-13 или «Катюша».

Studebaker US-6 выпускался только в годы войны с 1941 по 1945 год. Всего в США было выпущено около 200 000 этих грузовиков. Больше половины были отправлены в СССР. Studebaker US-6. Фото: ShinePhantom/wikipedia.org

Генеральский джип Willys MB и одновременно рабочая лошадка, таскающая за собой 45- миллиметровые противотанковые пушки стала поставляться в СССР летом 1942 года. Этот автомобиль по праву считается родоначальником внедорожников — неприхотливых легковых автомобилей повышенной проходимости.

Серийное производство Willys MB началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford. Последние поставляли эти джипы, в том числе и в СССР, под названием Ford GPW. Автомобиль оснащался 2,2-литровым двигателем мощностью 60 л.с. Машина получилась не только потрясающе проходимой, но и довольно динамичной — она могла разгоняться до 104 км/ч.

Willys MB — самый массовый легковой джип, поставляемый в СССР во время войны. Его считают родоначальником класса внедорожников. Willys MB.Фото: Andy_BB/flickr.com

Через год после начала поставок Willys, на ГАЗе был разработан аналогичный внедорожник. Советский аналог получил индекс ГАЗ-67Б, но в народе, за сходство с американцем его прозвали ХБВ — «хочу быть «Виллисом», либо просто — «Иван-Виллис».

Согласно договору о ленд-лизе, техника после войны должна была возвращаться союзникам либо выкупаться. По официальным данным, большая часть машин после капитального ремонта была действительно отправлена обратно. Однако автомобили, утраченные в ходе боевых действий, списывались и не оплачивались. Тем не менее по дорогам СССР еще долго колесили американские Studebaker и Willys.

Рекомендуем:

  • Фотоистории