Утилизация авто дороже золота
Лента новостей
Базовый тариф утилизационного сбора составит 20 тысяч рублей. Он будет повышаться в зависимости от объема двигателя и возраста машины. За иномарку старше трех лет с мотором 3,5 л возьмут 700 тысяч 200 рублей. Впрочем, это касается только юрлиц
Министерство промышленности и торговли утвердило ставки утилизационного сбора, который начнет взиматься с автопроизводителей и частных лиц с 1 сентября этого года.
Согласно документу, базовая ставка для легковых автомобилей составит 20 тысяч рублей. Однако она будет повышаться в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля. Так, меньше всего будет стоить утилизация электромобилей и машин с двигателем объемом менее 2 л — 26800 рублей. При этом утилизация такого же автомобиля (исключение электрокары), но в возрасте старше трех лет обойдется уже в 165 тысяч 200 рублей.
Новые (рубли) | Старше трех лет (рубли) | |
Электромобили | 26800 | 26800 |
С двигателем объемом до 2 л | 26800 | 165200 |
С двигателем объемом от 2 до 3 л | 53200 | 322400 |
С двигателем объемом от 3 до 3.5 л | 69400 | 570000 |
С двигателем более 3,5 л | 110000 | 700200 |
Утилизационный сбор будет взиматься таможенной службой России. В качестве отчетности по уплате сбора плательщик представляет в таможенный орган несколько документов (заполненный и подписанный Формуляр расчета сбора, документы, подтверждающие указанные в формуляре сведения, платежные документы об уплате). Таможенный орган, в свою очередь, выдает плательщику таможенный приходный ордер. А ПТС с соответствующей отметкой об уплате сбора можно будет получить при условии фактического поступления денежных средств.
Правда, драконовские тарифы касаются в первую очередь компаний, юридических лиц, которые производят автомобили или занимаются импортом. Физические лица будут облагаться более демократичным сбором. Так, за любую новую иномарку придется заплатить 3 тысячи рублей, а за подержанную — 5 тысяч.
«Предлагаемые ставки утилизационного сбора значительно расширяют возможности простых автолюбителей для покупки автомобилей за рубежом для частного использования. Сразу после вступления в ВТО произойдет снижение пошлин на ввоз машин, но даже с учетом введения утилизационного сбора при ввозе недорогой иномарки потребитель заплатит меньше в два раза, чем сегодня. Если рассматривать на примере конкретных автомобилей, то пригнанный для личного пользования из Германии Ford Focus 2009 года объемом 1,6 л сейчас облагается налогом в 4 тысячи евро, а после вступления России в ВТО и введения утилизационных сборов, покупатель должен будет заплатить всего 2 тысячи евро, — комментирует Михаил Лезжов, эксперт компании «Формула 91».
Другие эксперты опасаются, что послабление для физлиц может привести к тому, что подержанные машины начнут гнать в Россию для перепродажи.
«Это может привести к так называемому «серому» импорту, и на рынках появится большое количество подержанных машин. Однако пока трудно оценить объемы, которые будут ввозиться подобным образом, да и при единичной перегонке будут существенно выше транспортные издержки, которые нивелируют скидку, — поделился с BFM.ru своим мнением Андрей Шенк, аналитик «Инвесткафе».
К тому же дорогие машины ввозить будет еще менее выгодно, чем сейчас. По словам Михаила Лезжова, сейчас таможенная пошлина на ввоз автомобиля рассчитывается по объему двигателя. То есть, например, за 3-литровый BMW X5 2009 года стоимостью 40 тысяч евро в данный момент приходится платить чуть более 9 тысяч евро (3 евро за куб. см). А после вступления России в ВТО с подержанных машин станут взимать только пошлину в 25% от его стоимости (но не менее 1 евро за куб. см) — то есть «растаможка» трехлетнего BMW обойдется уже более чем в 10 тысяч евро с учетом утилизационного сбора.
В поддержку «АвтоВАЗа»
Никто не скрывает, что утилизационный сбор в России — это способ поддержки отечественных автопроизводителей. Ведь после вступления России в ВТО таможенный пошлины сразу снизятся до 25%, а еще в течение семи лет до 15%.
Согласно проекту Минпромторга, компании, которые имеют заводы в России и выпускают машины в режиме промышленной сборки, смогут не платить утилизационный сбор, но при выполнении определенных условий: они должны гарантировать последующую безопасную переработку выпущенной машины. А для этого им надо будет организовать пункты приема «автохлама» на территории каждого субъекта России, в каждом городе с населением более 500 тысяч человек. Расходы на доставку машин до места утилизации также ложатся на автопроизводителей.
По мнению экспертов, соответствовать таким требованиям сможет на сегодняшний день только «АвтоВАЗ». В зарубежных компаниях ситуацию не комментируют, заявляя, что хотят дождаться дополнительных разъяснений и окончательного утверждения документа.
При этом компании, которые имеют производства в России, и те, кто еще не построил в нашей стране заводы, заявляют, что к серьезным изменениям цен на автомобили введение утилизационного сбора не приведет. Не произойдет и падения продаж новых автомобилей зарубежных фирм.
«Конечно, необходимо дождаться публикации официального постановления правительства России. Тем не менее, по оценкам экспертов и согласно предварительной информации, опубликованной в открытых источниках, введение данного сбора серьезным образом не отразится на объемах продаж автомобилей в России», — заявили BFM.ru в российском офисе Suzuki.
Для грузовиков
Отдельная тарифная сетка разработана для грузовиков. Базовая ставка здесь составляет 150 тысяч рублей. В данном случае утилизационный сбор зависит от тонножа автомобиля и, опять же, от его возраста. Подержанные машины снова под запретом.
Новые (рубли) | Старше трех лет (рубли) | |
Полной массой до 2,5 тонн | 135000 | 172500 |
Полной массой от 2,5 тонн до 3,5 тонн | 159000 | 177000 |
Полной массой от 3,5 тонн до 5 тонн | 195000 | 226500 |
Полной массой от 5 тонн до 8 тонн | 201000 | 673500 |
Полной массой от 8 тонн до 12 тонн | 235500 | 1020000 |
Полной массой от 12 тонн до 20 тонн | 271500 | 1482000 |
Полной массой более 20 тонн | 531000 | 1770000 |
Прочая спецтехника группы | 550000 | 1884000 |
«Введение дополнительного утилизационного сбора как мера защиты от ввоза подержанных иномарок, наверное, правильная. Однако это можно было бы сделать более «вежливо» по отношению к ВТО. Предлагаемая сетка ставок никак не связана с нуждами утилизации. 1,5 млн рублей за утилизацию старого грузовика — это больше, чем стоит новый «КамАЗ», — возмущается Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток».