Цены на бензин осенью вырастут на 2-2,5 рубля
Лента новостей
Уже осенью цены на бензин в России могут вырасти на 2-2,5 рубля, предполагают в топливном союзе. Причина подорожания в начале уборочной страды, дорожающей нефти и отпускниках, которые вернутся с отдыха и начнут активно потреблять горючее
Средняя стоимость бензина в России может вырасти на 2-2,5 рубля уже к осени этого года. Об этом сообщается «Российская газета», ссылаясь на Российский топливный союз.
Причины, как всегда, нашлись. Первая причина традиционная — осенняя уборка урожая, во время которой растет спрос на горючее, и, соответственно, цена. Вторая причина — рост цен на нефть (так, например, баррель нефти марки Brent по данным на 6 августа стоил 108,18 доллара, а 16 августа — 114,49%).
Третья причина — начало делового сезона, которое сопровождается большим, чем во время отпусков, потреблением бензина личным автотранспортом.
«Со второй половины августа граждане возвращаются из отпусков, наступает уборочная страда — потребление бензина увеличивается. Возросший спрос толкает цены вверх. Мы оцениваем этот сезонный рост в 15% по сравнению с остальными месяцами года», — приводит издание слова исполнительного директора союза Григория Сергиенко.
На сегодняшний момент, по данным Росстата, средние цены на топливо в России составляют 27,37 рубля за литр. При этом средняя цена на бензин марки А-80 находится на уровне 25,21 рубля, Аи-92 — 26,69 рубля, Аи-95 — 28,94 рубля. Средняя стоимость литра дизеля составляет на текущий момент 27,86 рубля за литр.
Эту точку зрения разделяет Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток»: конец августа – начало сентября можно считать классическим периодом повышения спроса на рынке. «Кроме того, с 1 сентября ожидается повышение экспортных пошлин. Это вполне может потянуть за собой цены на топливо и на внутреннем рынке. Вероятно, в связи с этим в ближайшее время роста цен на бензин не избежать», — пояснил он BFM.ru.
Политический вопрос
Рост цен на нефть, сезонный фактор — объяснения вполне объективные. Однако практика показывает, что и после сбора урожая, и при падении цен на нефть бензин в рознице не дешевеет. Эксперты считают, что цены могут быть снижены, но для этого должна вестись грамотная государственная политика.
«Сейчас отрасль устроена так, что для российских нефтяных компаний, по сути, топливная розница — центр затрат. Продавать в России не выгодно в принципе, поскольку цены в Европе выше в 2-3 раза (даже в соседней Украине цены приближаются к 45-50 рублям за литр, в пересчете на наши деньги). Кроме того, правительство постоянно повышает требования к качеству переработки, что только увеличивает расходы производителей. Поэтому без структурных изменений в отрасли и без регулятивного
вмешательства (которое дает только временный эффект), мы не видим особых стимулов для снижения цен в обозримой перспективе», — поясняет Илья Балакирев, ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company.
Что касается высоких цен на бензин в период, когда снижается цена на нефть, тот тут можно винить антимонопольную службу — недоглядела, недорабатывает, отмечает Алексей Кичатов, генеральный директор транспортной компании City Express.
«Специально или случайно — другой вопрос. Глупо ждать инициативы от самих производителей, почему они должны снижать цены?» — говорит он.
По данным РИА «Рейтинг», в России по-прежнему самый дешевый бензин в Европе и даже странах СНГ. Так, средняя стоимость АИ-95 в России составляет 28,3 рубля за литр, в Белоруссии — 28,7 рубля, в Казахстане — 30,6 рубля.
Самый дорогой бензин в Европе. В частности, в Норвегии за литр 95-го берут 79,8 рубля, в Италии — 71,1 рубля за литр, а в Нидерландах — 70,1 рубля.
Впрочем, если сравнивать цены в странах-лидерах по нефтедобыче, то тут Россия обгоняет всех. Так, к примеру, в ОАЭ литр 95-го обойдется всего в 16,5 рубля, в Кувейте — 7,6 рубля, в Саудовской Аравии — 5,3 рубля, а в Венесуэле — всего 70 копеек.
В следующем году цены на топливо в России продолжат расти. «Рост цен в будущем году может составить порядка 7%-10%, однако все будет зависеть от ситуации в регулировании отрасли, от инвестиционной политики той или иной компании, а также от конкретного региона», — считает Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела «Инвесткафе».