16+
Четверг, 16 июля 2020
  • BRENT $ 43.53 / ₽ 3102
  • RTS1219.93
6 сентября 2012, 08:16 ОбществоСпортПроисшествияПраво
Актуальная тема: Катастрофа Як-42 в Ярославле

Дело о гибели Як-42: «стрелочник всегда найдет свою вину»

Лента новостей

Один из руководителей авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев обвиняется в допуске к полету на Як-42 экипажа, не имевшего права выполнять полеты

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Следствие установило, что экипаж упавшего под Ярославлем самолета Як-42, в результате чего погибли 44 человека, в числе которых члены хоккейной команды «Локомотив», не имел права выполнять полеты, сообщает СКР. Обвинение по этому делу предъявлено бывшему заместителю гендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву. Дело расследуется по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

По версии следствия, Тимофеев допустил экипаж к полету незаконно «в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта», так как к сентябрю 2011 года экипаж не имел права выполнения самостоятельных полетов. Так, он оформил допуск командира самолета на основании сфальсифицированных документов, тогда как второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42 и не имел права выполнения полетов, отмечает ведомство. «Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов», — говорится в сообщении СКР.

Самолет Як-42 с хоккеистами на борту 7 сентября рухнул в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем. На борту было 45 человек — 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжил только бортинженер. Основной причиной трагедии были названы ошибки экипажа. Как отмечает СКР, по факту происшествия были допрошены более 200 свидетелей, проведены свыше 120 судебных экспертиз. Объем уголовного дела насчитывает около 90 томов.

По мнению экспертов, злого умысла в действиях Вадима Тимофеева быть не могло. В командно-летной среде процессом управляют профессионалы, так что такой случай крайне редкий — такое мнение в интервью Business FM высказал председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзоре Олег Смирнов. «Прокуратуре следовало бы выяснить, а не давил ли кто на этого летного командира, чтобы ускорить ввода экипажа в строй. Может быть, например, летать было из-за дефицита кадров некому», — говорит эксперт.

С тем, что проблема, скорее, носит системный характер, согласен и управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский. Он считает, что вопрос не в конкретных персоналиях. «Это системная проблема, связанная с отсутствием финансирования в нужном объеме, отсутствием контроля технического состояния и летного персонала. Поэтому вопрос здесь не конкретно в этом уголовном деле: оно рано или поздно закончится. Как правило, стрелочник всегда найдет свою вину», — сказала Андрей Корельский Business FM. Он констатировал, что «как всегда в России, нужно найти виновного».

Жали на тормоз

Межгосударственный авиационный комитет в отчете от 2 ноября 2011 года сообщал, что непосредственной причиной стали ошибочные действия одного из двух пилотов, который во время разбега непроизвольно нажимал на «тормоз». Из-за возникшего пикирующего момента самолет не смог вовремя оторваться от взлетно-посадочной полосы, однако экипаж не прервал взлет. Як-42 проехал полосу на 450 метров и оторвался от земли при увеличенном руле высоты. По расчетам экспертов, в ходе взлета нажатие на тормоз не только не ослабевало, но увеличивалось. Самолет все же взлетел, но начал сваливаться влево и через 120 метров рухнул на землю.

МАК также установил, что в организме второго пилота были следы фенобарбитала, то есть его не могли допустить на рейс. Этот препарат оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему. Специалисты выявили также ошибки, которые могли способствовать авиакатастрофе. Среди них были названы просчеты в подготовке самолета к полету и расчетах его параметров на взлете, недостатки в переучивании пилотов с Як-40 на Як-42 и недостаток контроля над подготовкой экипажа.

Трагедия, которая произошла с Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейной команды «Локомотив», произошла во время Междунродного политического форума в Ярославле. Тогда высказывались мнения, что данная катастрофа связана с проведением форума и прибытием в областной центр крупных государственных деятелей.

Данная катастрофа, в частности, обратила внимание властей на проблемы в авиации. Тогда президент РФ Дмитрий Медведев потребовал сократить число действующих в РФ авиакомпаний. Позднее глава государства расширил перечень поручений, распространив их на законодательную сферу. Позднее Минтранс также предложил разделить авиакомпании по видам перевозок.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию