Основатель «Газпрома» нарушил 10-летнее молчание
Лента новостей
Рэм Вяхирев в довольно большом интервью рассказывает и о том, как всеми правдами и неправдами «спасал» акции «Газпрома» от Чубайса с Немцовым
Первое интервью Рэма Вяхиерва после отставки с поста руководителя всесильного газового концерна появилось в русском журнале Forbes. В нем он делится воспоминаниями, приводит подробности истории создания и первых лет работы «Газпрома», а также дает свою оценку ключевым персонажам политической арены России 90-х. Упомянутые Вяхиревым фигуранты воспринимают его слова неоднозначно.
Вяхирев в довольно большом интервью рассказывает и о том, как всеми правдами и неправдами «спасал» акции «Газпрома» от Чубайса с Немцовым; и о том, как «Газпром» работал вторым бюджетом России, и у него все просили деньги — от генералов до Никиты Михалкова; хвалит Ельцина, и даже напоминает о том, как якобы обрадовался Владимир Путин, когда Вяхирев сказал ему, что хочет уйти.
В интервью Вяхирев вспоминает и об известном опционе, который якобы давал ему возможность выкупить компанию. А, говоря о Березовском, экс-глава «Газпрома» припоминает, что тот хотел стать его заместителем, но получил отказ. Борис Немцов считает, что Вяхирева уже подводит память:
«Интервью вообще какое-то смешное. Он говорит, что эти негодяи, Немцов с Чубайсом, требовали вернуть акции назад, а мы их рассовывали по друзьям. Я не очень понимаю, зачем Рэму Ивановичу на старости лет нужно признаваться в растаскивании государственного имущества. Он, видимо, просто не понимает, о чем говорит. И еще один момент. Рэм Иванович забыл все на свете. Он говорит, что Березовский просился к нему заместителем. На самом деле, Березовский не просто просился, а требовал его назначить председателем совета директоров «Газпрома». И Рэм Иванович вместе с Черномырдиным на это согласились, стоят их визы на решении о назначении Березовского председателем совета директоров «Газпрома». Мне пришлось приложить огромные усилия, чтобы Борис Абрамович «Газпром» не возглавил и председателем совета директоров не стал. Это стоило мне, кстати, и должности, и с этого собственно началась так называемая олигархическая война с правительством».
Старым хозяйственникам советской закалки было очень тяжело работать в совершенно новых экономических реалиях, отмечает экс-министр экономики Евгений Ясин. И конфликты с реформаторами были неизбежны, добавляет он:
«Я с большим уважением отношусь к Рэму Ивановичу, еще с большим к покойному Виктору Степановичу, с которым мы более или менее успешно работали вместе. Я подчеркиваю вместе не для того, чтобы сказать, что речь идет о наших больших достижениях, а о том, что у нас эта совместная работа все-таки получалась. Но, в целом, должен сказать, что я, конечно, на стороне Чубайса и Немцова, которые больше были заряжены на перемены. Хотя возможно к тому времени, когда их жизнь свела с Рэмом Ивановичем, тогда значительная часть времени для реформаторов уже была упущена».
Сейчас, да и фактически с самого момента отставки, Вяхирев никакого участия в судьбе «Газпрома» не принимает, а занимается хозяйством, даже разводит пятнистых оленей. И получает хорошие дивиденды на свои 0,012 тысячных процента акций газового концерна. По итогам прошлого года, они должны составить 23 млн рублей. А при продаже своего пакета сейчас Вяхирев мог бы выручить около 13 млн долларов.
Александр Горлин, Business FM