Борьба за дивиденды
Лента новостей
Алексей Кудрин озвучил близкое к либеральному мнение о том, что дивиденды «Газпрома» с «Роснефтью» не надо направлять на докапитализацию энергокомпаний
К противостоянию либералов из правительства и Сечина из администрации подключился «вольный стрелок» Алексей Кудрин, который озвучил близкое к либеральному мнение о том, что дивиденды «Газпрома» с «Роснефтью» не надо направлять на докапитализацию энергокомпаний. А лучше положить в кубышку — то есть в Фонд национального благосостояния. Или в любой другой специально созданный фонд. Это противоречит мнению Кремля.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не видит особого смысла в кудринском предложении:
«На самом деле и Кудрин и его оппоненты, вроде бы говорят о разном, но в целом, их подходы не слишком противоречат друг другу. Ну почему? Потому что судите сами — вот сейчас активно обсуждается тема объединения ФСК и МРСК и докапитализации компаний, в том числе и с участием естественно «Роснефтегаза». Сечин говорит о том, что нужно взять дивиденды от «Роснефти» и частично от «Газпрома», потому что «Роснефтегаз» владеет более чем 10% акций «Газпрома». И, соответственно, эти деньги пустить на то, чтобы провести докапитализацию госкомпаний. Это означает, что эти компании должны получить деньги, формально они отойдут в «Роснефтегаз». На эти деньги они смогут выполнить свою инвестиционную программу, а эта программа достаточно велика. Кудрин говорит: нет, нет, нет, давайте мы эти деньги пустим в этот Фонд национального благосостояния. То есть получается, что Кудрин как бы выступает против того, чтобы государство передавало дополнительный объем денег в ФСК. Но мы ж тоже понимаем, ну хорошо, государство передаст эти деньги в фонд, но инвестпрограмму ФСК же никто не отменял. Вот если бы Кудрин говорил: вы знаете, мне кажется, вообще это неправильно, что государство у нас инвестирует в госкомпании, и вообще я считаю, что там ту же ФСК надо приватизировать. Тогда бы мне его позиция казалась понятной, по крайней мере, можно было бы спорить, насколько оправданна она или нет. Но в данном случае, что меня больше всего смущает, и в истории с Кудриным, и в истории с известным спором Сечина и Дворковича? Что по большому счету, спор-то ведется не о том, как стратегически развивать эти активы. Спор ведется о том, что одни говорят: вы вот в этот карман положите, а другие говорят: нет, давайте-ка вот в этот карман лучше положите, и мы видим такие аппаратные разборки на тему — а кто все это дело будет контролировать. Но у Кудрина позиция похитрее, он вроде как сейчас ничего не контролирует, поэтому может сказать: а давайте-ка мы это положим в Фонд благосостояния. То есть, у него нет какой-то аппаратной задачи».
Главные активы «Роснефтегаза» — 75% акций «Роснефти» и больше 10% акций «Газпрома». В этом году компания получила право накопленные дивиденды направлять на покупку приватизируемых государственных активов.
Сам госхолдинг с момента своего основания дивиденды платил государству лишь раз — за 7 год (15,5 млрд рублей). Все остальное время деньги, получаемые по пакетам акций «Газпрома» и «Роснефти», оставались на балансе холдинга.
Business FM