Pussy Riot пользуются спросом у адвокатов
Лента новостей
Адвокаты участниц группы Pussy Riot перед началом заседания Мосгорсуда заявили BFM.ru о давлении на их подзащитных и попытках сменить защитников у всех троих осужденных
Мосгорсуд сегодня рассмотрит кассационные жалобы участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, устроивших панк-молебен в храме Христа Спасителя. Перед началом заседания адвокаты заявили BFM.ru о давлении на их подзащитных и попытках сменить у всех троих осужденных защитников.
Осужденные просят вышестоящий суд отменить приговор Хамовнического суда Москвы, который 17 августа признал их виновными в хулиганстве и приговорил каждую к 2 годам лишения свободы.
До последнего времени все трое придерживались одного мнения: в своих жалобах фигурантки дела просили оправдать их за отсутствием в действиях состава преступления.
Однако 1 октября, когда должно было состояться заседание в Мосгорсуде, среди участниц Pussy Riot произошел раскол — Екатерина Самуцевич отказалась от услуг своей защитницы Виолетты Волковой, заявив что ее позиция по уголовному делу не совпадает с мнением адвоката. В чем именно выражается расхождение, осужденная не захотела пояснить, добавив, что уже нашла новых защитников.
Слушание отложили на полторы недели для того, чтобы Самуцевич заключила с новыми адвокатами соглашение, и те смогли подготовиться к процессу.
Оказалось, что интересы фигурантки будут представлять юристы из правозащитной ассоциации «Агора» Ирина Хрунова и Фарид Муртазин.
Ирина Хрунова известна тем, что представляла интересы потерпевших на процессе по делу бывшего начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова, Муртазин защищал интересы одного из фигурантов дела о беспорядках на Манежной площади.
В преддверии слушания в Мосгорсуде оба защитника ничего не комментировали. «У меня слишком много работы, завтра все услышите», — заявил BFM.ru накануне процесса Фарид Муртазин. Его коллега также сослалась на загруженность и отказалась пояснить, изменилась ли у Екатерины Самуцевич позиция.
Толоконникова: «Раскола нет»
Пока ждали суда, другие фигурантки пытались сохранять оптимизм. Так, 2 октября в блоге группы Pussy Riot в «Живом журнале» появилось послание Надежды Толоконниковой. Она уверяла, что случившиеся перемены не означают раскола внутри группы. «Между Катей, Машей и мной и всеми остальными участниками творческой команды нет противоречий ни по фундаментальным вопросам о линии защиты на суде, ни по каким-либо другим ключевым юридическим или творческим вопросам, — написала Толоконникова. — Группа Pussy Riot остается тем же живым и единым творческим коллективом, которым была и раньше. Мы с уважением относимся к любому выбору Кати».
Странные визиты
Скандальности ситуации придала просочившаяся в СМИ информация о том, что в преддверии слушания в Мосгорсуде суда, в субботу 29 сентября, Екатерину Самуцевич навещала Анна Каретникова из Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания в Москве.
Именно она, по некоторым данным, и предложила сменить защитников всем трем фигуранткам. Толоконникова и Алехина отказались, а Самуцевич по какой-то причине решила согласиться.
Впрочем, и председатель ОНК Валерий Борщев, и сама Анна Каретникова опровергли факт какого-либо давления на участниц Pussy Riot со стороны ОНК. По словам Каретниковой, она посещала осужденных в субботу по просьбе их друзей.
«Анне Каретниковой прекрасно известно, что все было не совсем так, — прокомментировала BFM.ru ситуацию Виолетта Волкова, которая осталась в деле защищать других фигуранток. — Зачем ей было приходить в субботу к Самуцевич перед тем, как в понедельник у нас было назначено слушание? Зачем Каретникова понеслась туда по просьбе друзей в субботу, зная, что мы как адвокаты уже не сможем наших подзащитных посетить? Если ей стало известно, что Самуцевич решила сменить адвоката, то опять же от кого ей стало это известно, каким образом, если эта информация не исходила от нас? Я могу сделать предположение, что ей стало это известно от «адвоката-письмоносца», которого эти друзья и направляли. Человек с добрыми намерениями такое предложение в последний день перед заседанием делать не станет».
По словам Волковой, ей и ее коллегам правозащитница объяснила, что ее визит в СИЗО был связано с тем, что друзья Самуцевич посчитали подделкой письмо девушек, в котором те пожелали выдвинуть адвокатов Виолетту Волкову, Марка Фейгина и Николая Полозова на Нобелевскую премию мира.
Волкова скептически относится к такому объяснению. По ее данным, теперь у Екатерины Самуцевич «полностью изменилась позиция по делу».
«С чем это может быть связано — сказать сложно. Могу только сказать, что к нашим подзащитным также присылали адвокатов, которые требовали изменить позицию и отказаться от наших услуг путем шантажа. Всю информацию мы обнародуем после того как закончатся слушания», — пообещала Волкова.
Осужденных навестили неизвестные адвокаты
Адвокат Марии Алехиной Николай Полозов заявил BFM.ru, что уже после 1 октября арестованных навещали три разных адвоката. Их имена Полозов не стал называть, сославших на нормы адвокатской этики. «По словам Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой, они приносили какие-то записки от их знакомых и вели с ними разговоры, которые могли повлиять на принятие ими решений по делу. Речь шла о том, чтобы девушки изменили позицию на суде», — сказал он.
Адвокат не захотел раскрывать подробности бесед, сославшись на то, что его общение с Алехиной и Толоконниковой носило конфиденциальный характер.
Полозов говорит, что попасть к арестованным в СИЗО не составляет труда — «соглашение на защиту в интересах фигуранта дела может теоретически заключить любой человек, хоть сам Владимир Путин».
«Это позволяет создавать почву для злоупотреблений правом со стороны третьих лих. Психологическое состояние наших подзащитных за эту неделю несколько ухудшилось — подобные хождения явно не приносят душевного спокойствия и заставляют нервничать», — признался он BFM.ru.
Адвокаты сообщили, что позиция Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной не изменилась: они по-прежнему не считают себя виновными. Девушки утверждают, что их попытка спеть песню «Богородица, прогони Путина» 21 февраля этого года в алтарной части храма была политической акцией, направленной против слияния церкви и государства, а не хулиганством (часть 2-я статьи 213 УК), совершенном по мотивам религиозной ненависти, как решил суд.
О чем скажет Самуцевич?
Что же касается Екатерины Самуцевич, то, вероятнее всего, в Мосгорсуде может пойти речь о том, что она фактически не принимала участие в выступлении. Сама Самуцевич на процессе в Хамовническом суде заявила, что дошла до амвона, взошла на него, начала доставать гитару, и ее оттуда стащила охрана. «Ее борьба с охранником шла перед амвоном довольно тихо. Она не пела. Мы говорили суду о ее степени участия неоднократно. В действе, которое было снято на видео и появилось в Интернете, Екатерины Самуцевич нет», — подчеркивает Виолетта Волкова.
Примечательно, что в ходе судебного процесса отец девушки Станислав Самуцевич заявил, что его дочь «вошла в храм и, не доходя до алтаря, была выведена охранниками». Это якобы следует из видеозаписи, имеющейся в материалах дела, которую ему показывал следователь Артем Ранченков.