16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.17 / ₽ 8390
  • RTS1160.60
5 декабря 2012, 07:52 ОбществоПолитикаКонфликтыПерсоны

Каким НКО придется рассчитывать на «Гжель»

Лента новостей

Рабочая группа Совета при президенте по развитию гражданского общества рассмотрит проблемы НКО после принятия нового закона об «иностранных агентах». В самих некоммерческих организациях на помощь из бюджета не надеются

Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов у здания организации в Малом Каретном переулке в Москве. Фото: РИА Новости
Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов у здания организации в Малом Каретном переулке в Москве. Фото: РИА Новости

Вопрос о том, как будут финансироваться некоммерческие организации (НКО), после недавно вступившего в силу закона об «НКО-иностранных агентах», и кто из них может претендовать на поддержку из российского бюджета, по-прежнему не решен. В среду, 5 декабря, в Москве пройдет первое заседание рабочей группы Совета при президенте по развитию гражданского общества, которое рассмотрит проблемы НКО после принятия нового законодательства.

Напомним, с 21 ноября в России вступили в силу поправки к закону о некоммерческих организациях, согласно которым часть НКО обязали зарегистрироваться в статусе «иностранного агента». Это касается организаций, которые занимаются политической деятельностью и получают иностранное финансирование.

Под политической деятельностью, согласно закону, понимается проведение политических акций, направленных на формирование общественного мнения, чтобы воздействовать на решения госорганов с целью изменения их политики. При этом цели и задачи, указанные в учредительных документах НКО, не важны. По вступившим в силу правилам, за отказ присвоить себе статус «иностранного агента» организациям грозит уголовная ответственность.

Однако ведущие российские НКО — «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, движение «За права человека», «Голос» — заявили, что будут бойкотировать закон об «иноагентах» и готовы к судебным тяжбам.

Между тем, на главный вопрос: «дадут ли денег?», ранее уже ответил Владимир Путин. Президент заявил, что правительство увеличит финансирование НКО от одного до трех миллиардов рублей. Но структуры, из-за которых, собственно, и переделали закон, получат из этих сумм копейки.

Самая известная из таких НКО — Московская Хельсинкская группа в конце ноября разместила на своем сайте объявление о начале сбора средств от сограждан. К настоящему времени организация неожиданно для себя получила 4 млн рублей из президентского фонда. По словам ее руководителя Людмилы Алексеевой, этих денег хватит до мая месяца.

Образовательные проекты группы сейчас остановлены, бюджетных средств хватит только на мониторинг новых законов — о митингах и Интернете. Через пять месяцев деньги закончатся и Людмила Алексеева собирается, если не откликнутся сограждане, продать с аукциона личную коллекцию «Гжели».

«Где-то в марте я устрою эти аукционы. Просто я люблю «Гжель» и это довольно дорогая продукция, поэтому, надеюсь, какую-то сумму я за нее выручу. А собираем мы деньги, чтобы после мая не остаться на мели, и продолжать свою работу, не навешивая на себя клеймо «иностранный агент», поскольку мы не иностранные агенты», — рассказала Алексеева Business FM.

Тем временем, после вступившего в силу закона, финансировавшее ассоциацию «Голос» агентство USAID уже закрылось. В результате, кроме оппозиции, пострадали три крупных социальных проекта, поддерживаемые американцами. В том числе, по спасению больных детей.

В эту ситуацию следовало бы вмешаться, считает глава Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова: «Все настолько были увлечены погоней за несуществующими угрозами и ведьмами, якобы политизированными программами, что как-то не подумали, что есть и социальная составляющая, и экология, и образовательные программы, в которых принимали соучастие вполне лояльные власти люди. Отказываться от иностранных грантов — неправильная постановка вопроса. Как будто иностранные гранты — это всегда плохо».

К слову, Transparency International не смущает клеймо «иностранный агент» и они продолжат работать как с российскими, так и с зарубежными поступлениями. А вот Хельсинкская группа, по словам Людмилы Алексеевой, наоборот, будет очень осторожна, и отныне надеется только на помощь отечественных жертвователей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию