За подготовку подрыва «Сапсана» приговорили к 15-18 годам
Лента новостей
Мосгорсуд сегодня приговорил к срокам лишения свободы от 15 до 18 лет четверых фигурантов громкого уголовного дела о подготовке подрыва летом 2011 года пассажирского поезда «Сапсан» на маршруте Москва – Санкт-Петербург
Мосгорсуд вынес приговор готовившим летом прошлого года подрыв «Сапсана», следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург.
Подсудимые утверждали, что добровольно отказались от совершения теракта. Трое из них частично признали вину, а один — Мансур Умаев — заявил, что ничего не знал о готовившемся теракте и попал под статью «за компанию» — из-за того, что общался с несостоявшимися террористами.
Судебный процесс начался в конце октября этого года. Поскольку материалы дела имеют гриф «секретно», разбирательство проходило за закрытыми дверями. Поэтому тройка судей во главе с Андреем Расновским огласила лишь вводную и резолютивную часть приговора. Они признали подсудимых виновными во всех инкриминируемых преступлениях.
По данным следствия, приказ совершить взрыв на одном из крупных транспортных объектов отдал один из подручных чеченского террориста Доку Умарова — Гасан Абдуллаев (Абу-Ясир). Он руководит структурным подразделением террористической организации «Имарат Кавказ», которую возглавляет Умаров.
В 2009 году в лагере Абу-Ясира, расположенном в одном из районов Дагестана, прошел обучение уроженец Кабардино-Балкарии Ислам Хамжуев.
А через два года Абу Ясир отправил Ислама Хамжуева в Москву, чтобы тот устроил теракт на пути высокоскоростного пассажирского поезда «Сапсан», следующего по маршруту Москва–Санкт-Петербург.
В июне 2011 года Хамжуев привлек к совершению преступления осевших в столице чеченцев — Мансура Эдильбиева и Мансура Умаева, а также жителя Мордовии Фарита Невлютова.
Они приобрели компоненты взрывного устройства. Самодельную бомбу мощностью более 10,5 кг в тротиловом эквиваленте собрали на съемной квартире Хамжуева, расположенной на Люсиновской улице в Москве.
Соучастники выезжали в район железнодорожной станции «Фирсановка», где подобрали место для минирования путей. Теракт решили утроить возле эстакады, по которой проходит автодорога. Они записали точное время, когда проходит поезд, но осуществить задуманное не успели: в июле 2011 года их задержали сотрудники ФСБ, которые обнаружили взрывное устройство, спрятанное в Покровском парке на окраине Москвы.
«Отказ» от преступления
В ходе судебного процесса Мансур Умаев полностью отрицал свою причастность к подготовке теракта. Он утверждал, что хорошо был знаком только с Эдильбиевым и ничего не знал о планах земляков. С Эдильбиевым, по словам адвоката Умаева Абусупьяна Гайтаева, его подзащитный вместе играл в футбол. По мнению адвоката, обвинение его подзащитному предъявили только потому, что он стал общаться с приятелями Эдильбиева и попал в поле зрения оперативников, которые уже «писали» Хамжуева и других.
Хамжуев, Эдильбиев и Невлютов признали вину частично. Они заявили, что вначале действительно готовили взрыв, но потом передумали. Они отрицали наличие банды. А защитники фигурантов убеждали суд в том, что имел место добровольный отказ от преступления, а потому молодые люди должны быть освобождены от уголовной ответственности.
Однако суд не поверил им. Все четверо были признаны виновными по целому ряду статей УК: подготовка теракта, бандитизм, а также незаконное хранение и перевозка взрывных устройств (статьи 30, 205, 209 и 222 УК).
Кроме того, Хамжуев, Умаев и Эдильбиев были осуждены за незаконное изготовление взрывного устройства (статья 223 УК), а Невлютов и Хамжуев — за участие в незаконном вооруженном формировании (статья 208 УК). Хамжуева суд также счел виновным в финансировании НВФ.
Защита сочла приговор чрезмерно суровым
В ходе прений сторон прокурор Антон Давыдов запросил для подсудимых от 16 до 19 лет заключения. Судьи дали им несколько меньше. Максимальный срок — 18 лет в колонии строгого режима получил Ислам Хамжуев, на год меньше суд назначил Мансуру Умаеву.
Мансур Эдильбиев проведет в заключении 16 лет, а Фарит Невлютов — 15 лет. Всем фигурантам суд также назначил дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок от полутора до двух лет. Это означает, что после освобождения им еще некоторое время будет запрещено покидать место жительства, посещать увеселительные заведения и необходимо будет отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции.
Для того чтобы озвучить приговор, судьям потребовалось не больше 20 минут. Услышав вердикт, приехавшие поддержать подсудимых родственницы разразились проклятьями в адрес судей и прокурора.
Покидая суд, адвокаты заявили, что не согласны с приговором суда и намерены его обжаловать. «Суд дал ненадлежащую оценку действий моего подзащитного и других подсудимых», — заявил BFM.ru Абусупьян Гайтаев. Он счел назначенное подсудимым наказание чрезмерно суровым.