В копилку Сбербанка вошли «Яндекс.Деньги»
Лента новостей
«Нам нужен продукт, который мы сможем предложить нашим мамам или тетям. Сейчас у нас такого продукта нет, но мы хотим его сделать», — прокомментировала решение о сделке со Сбербанком руководитель «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина
Сбербанк приобрел у компании «Яндекс» три четверти доли в уставном капитале сервиса «Яндекс.Деньги» за 60 млн долларов США, рассказал журналистам в среду глава Сбербанка Герман Греф. «Яндекс» сохранил за собой блокирующий пакет (25% плюс один рубль). Сделка будет закрыта в первом квартале следующего года, заявил глава Сбербанка.
По словам Германа Грефа, «Яндекс.Деньги» — уникальная компания, и менять команду, работающую над сервисом, Сбербанк не намерен. Речь о каком-либо ребрендинге также не идет.
Советниками Сбербанка по сделке выступили: Sberbank CIB (финансовый советник), White & Case (юридический советник), KPMG (прединвестиционная финансовая, налоговая, коммерческая и IT-проверка). Советники «Яндекса»: Morgan Stanley (финансовый), WilmerHale и Ласета Партнерc (юридический).
Совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка возглавит Евгения Завалишина, нынешний руководитель «Яндекс.Денег». В состав совета директоров СП войдут три представителя Сбербанка: Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов. «Яндекс» будет представлен в совете Аркадием Воложем и Евгенией Завалишиной.
Глава «Яндекса» Аркадий Волож рассказал, что поиски банка-партера для развития сервиса «Яндекс.Деньги» в офлайне продлились больше года. Теперь, когда партнер появился, «у системы начинается новый этап жизни», заявил Волож.
Евгения Завалишина пояснила что сделка, о которой сегодня объявлено, не является продажей бизнеса. «Мы не собираемся продавать наш бизнес, он нам нравится. Напротив, для нас это приобретение партнера», — заявила она. По словам Завалишиной, «Яндекс.Деньги» всегда была самостоятельной компанией — со своей стратегией развития, отчетностью и планами. «Эта автономность, самостоятельность нам очень важна», — подчеркнула она.
По словам Евгении Завалишиной, уже в следующем году «Яндекс.Деньги» совместно со Сбербанком смогут представить ряд новых продуктов. Они будут выпускаться под маркой и на основе технологий «Яндекс.Денег». «Юридического сращивания» со Сбербанком для пользователей системы money.yandex.ru не произойдет, обещают партнеры. После закрытия сделки пользователи останутся клиентами небанковской кредитной организации «Яндекс.Деньги», действующей на основании лицензии Банка России.
«Смысл сегодняшней сделки — появление новых продуктов, которые до сегодняшнего дня были невозможны. Ни одна интернет-компания и ни один банк не могли создать те сервисы, которые возможны сейчас. Продукты — это то, ради чего все это делается», — сказала Завалишина.
Герман Греф поправил: «Клиенты — это то, ради кого все делается, а продукты — то, посредством чего».
Согласно озвученным данным, у сервиса «Яндекс.Денги» в настоящее время более 12 миллионов пользователей. Сбербанк имеет базу в 107 миллионов клиентов.
Руководитель Сбербанка, отвечая на вопрос из зала, заявил, что сделка явилась следствием взаимного согласия сторон — то есть «Яндекса» и Сбербанка, и ни о каком «указании сверху» речь не идет: «Боюсь, что политические руководители, как и остальные граждане государства, узнали об этой сделке после сегодняшней пресс-конференции. Я посвятил только совет директоров, поскольку мы обязаны это делать».
Обсуждение финансовой стороны сделки и оценка «Яндекс.Денег» длились около 8 месяцев, рассказал старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров: «Мы оценивали [«Яндекс.Деньги»] всеми возможными способами. Но финальный момент, который нас убедил, — мы составили совместный бизнес-план нашей работы на основании нашего понимания того, какие интересные услуги для наших клиентов появятся, а дальше нехитрым способом дисконтирования получившихся денежных потоков мы получили цифру, которая устроила и нас, и коллег [из «Яндекса»]. На этом мы и остановились».
По словам Евгении Завалишиной, Сбербанк не был единственным банком, который предлагал партнерство. Предложения делали и зарубежные игроки. Однако компания искала стратегического партнера, которому не пришлось бы объяснять особенности рынка. «Сбербанк показал себя реально динамичным партнером. Мы сделали выбор в пользу динамики», — заявила она.
Пока сотрудничество «Яндекс.Денег» и Сбербанка коснется лишь российского рынка, отметил Аркадий Волож. Про остальные страны присутствия партнеры будут думать позже, сказал он.