16+
Пятница, 24 ноября 2017
  • BRENT $ 63.83 / ₽ 3722
  • RTS1166.09
3 февраля 2013, 13:21 Авто

Четыре дня беспрерывного дрифта

Лента новостей

Классические автомобили с задним приводом многие считают непрактичными, особенно зимой. Мол, не разгоняются, норовят уйти в занос, отвратительно управляются. Но так говорят только те, кто не был на курсах вождения «Автомотоклуба ФСО»

Фото: Сергей Шерстенников
Фото: Сергей Шерстенников

«Какой привод может быть лучше заднего? Только передний или полный». Эта распространенная и уже не особо смешная шутка часто адресована поклонникам машин с задним приводом. Особенно водители передне- и полноприводных машин любят зимой издеваться над владельцами классических автомобилей.

Задний привод действительно больше склонен к заносу, а современные системы стабилизации, распознавая его, душат мотор. В результате автомобиль еле разгоняется, пропуская вперед даже менее мощные машины.

Однако, научившись виртуозно управлять автомобилями с классическим приводом, позади можно оставлять не только зазнавшихся владельцев переднеприводных машин, но и невозмутимых водителей автомобилей с колесной формулой 4x4. И сделать это можно в школе контраварийной подготовки «Автомотоклуба ФСО России», на новых четырехдневных курсах. Куда и отправился корреспондент BFM.ru.

Лучший тренажер

Зимний курс управления заднеприводным автомобилем в школе ФСО проходит на автомобилях Mercedes-Benz S и E-классов, некогда бывших «штатными сотрудниками» службы охраны и… на «Волгах», «министерских» ГАЗ-3102, которые также какое-то время назад работали на ФСО. И я, прислушавшись к совету инструкторов школы, выбрал именно последний вариант.

Скорость невелика, но удержать машину на траектории сложно. Фото: Сергей Шерстенников

«Волга» — лучший тренажер, машина бескомпромиссная: классический задний привод, никаких систем помощи водителю, руль без гидроусилителя от упора до упора четыре с половиной оборота. Научишься быстро и грамотно ею управлять — любая другая машина покажется игрушкой», — говорит Александр, главный инструктор школы «Автомотоклуба ФСО».

Главное правило при возникновении заноса задней оси: ослабить давление на педали газа; но не очень резко — иначе занос разовьется; повернуть руль в сторону заноса.

Занятия проходят по принципу — от простого к сложному. Змейка обычная, со смещенными конусами, скоростная, упражнение «Гантель», круг — и все это в бесконечном дрифте. Чтобы научиться грамотно и безопасно управлять заднеприводным автомобилем, без скольжений и заносов, необходимо научиться ездить в управляемом заносе. Парадокс, но это так.

«Мы учим вас управлять автомобилем так, как вы не должны ездить на дорогах общего пользования. Но вы должны знать, как и что делать в случаях заноса, возникновения препятствия на дороге, уметь использовать огромный потенциал машины. В идеале же после наших курсов у вас просто не должно возникать подобных ситуаций», — заявляют инструктора школы.

Покрытие настолько скользкое, что даже на ровной поверхности иногда невозможно тронуться с места без посторонней помощи. Фото: Сергей Шерстенников

Поворачивая руль в сторону заноса, ни в коем случае нельзя сразу выкручивать его до упора. Ведь тогда у вас не останется запаса руления, который может пригодиться, если вдруг занос будет развиваться.

Третий занос не ловится только у тех, кто не умеет его ловить. В школе ФСО учат беспрерывно управлять машиной в заносе, перебрасывая автомобиль с одной стороны на другую. Причем такое упражнение было уже в первый день занятий. И, надо сказать, успехом оно ни у кого не закончилось. Единицы доезжали до финиша огромной площадки полигона ФСО, да и то благодаря тому, что стабилизировали автомобиль по ходу. Хотя такой задачи не стояло. Забегая вперед, скажу, что на четвертый день занятий все проходили это упражнение до конца и практически без ненужных стабилизаций. Выросли и скорости — на Mercedes-Benz упражнение выполнялось на скорости за 100 км/ч…

Профессионализм не проездишь

Одна из главных задач обучения — заставить водителей чувствовать машину, в том числе занос, спиной. Не когда вы уже замечаете, что машина поворачивается задом наперед, а заблаговременно.

Многое зависит от посадки. Она должна быть вертикальной, но не под 90 градусов, конечно. Плечи прижаты. Руки должны запястьями ложиться на рулевое колесо.

В экстренных случаях, если вы понимаете, что занос выходит из–под контроля, можно резко докрутить руль в сторону заноса — рывком. Тогда есть большая вероятность, что занос вернется под ваш контроль.

Иногда занос может помочь. Например, в случаях, если перед вами возникло неожиданное «длинное» препятствие, например, фура. Ее необходимо объехать и вернуться в свой ряд. Погасив занос, который в любом случае разовьется при первом маневре, вы рискуете на скользкой дороге не успеть попасть обратно в свой ряд. В этом случае необходимо поддержать занос и, вернувшись на свою полосу, его погасить.

В борьбе с заносом про педаль газа необходимо забыть. Она может понадобиться только для того, чтобы продлить скольжение. Но использовать ее надо максимально аккуратно, а сбросив газ, тут же крутить руль в сторону уже другого заноса. Иначе — разворот.

Всему этому учат в школе «Автомотоклуба ФСО» на конкретных примерах и отрабатывают навык до автоматизма. В последний, четвертый день занятий, на полигоне устраивают соревнования: парные гонки по два круга по олимпийской системе «проиграл — вылетел».

После «Волги», на Mercedes-Benz дрифтовать получается значительно проще и быстрее. Фото: Сергей Шерстенников

Так как все участники, кроме меня, ездили на Mercedes, на старт соревнований поставили именно эти машины. Разумеется, два одинаковых E-класса. Конечно, слова инструктора о том, что после «Волги» другие машины будут казаться игрушками, меня грели. При этом я осознавал, что без привычки будет нелегко. Да, Mercedes-Benz легче рулится, у него хорошая подвеска, он более предсказуем, но и тяга на задней оси у него значительно выше, чем у моей «Волги» с 402-м мотором мощностью 95 л.с. А чуть-чуть переборщил с газом, и — разворот, после которого нагнать потерянное за два круга просто не реально.

Но все-таки «Волга», действительно, — лучший тренажер. Ваш покорный слуга обошел других участников курса и «привез» пять секунд водителю, занявшему второе место, и 15 секунд бронзовому призеру.

Финальным же испытанием, или лучше сказать показательным заездом, было соревнование с инструктором школы. Скажу так: есть еще к чему стремиться, есть еще чему учиться. Инструктор школы «привез» мне 6 секунд от моего лучшего времени. И, похоже, он особо не торопился. Ждем следующей зимы. И снова в школу.

Рекомендуем:

  • Фотоистории