16+
Понедельник, 11 декабря 2017
  • BRENT $ 63.11 / ₽ 3732
  • RTS1119.54
20 августа 2013, 07:47 Компании

Дмитрий Рогозин одобрил перехват «Звезды» у ОСК

Лента новостей

«Роснефть» и Газпромбанк создают консорциум для строительства верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Основавшая этот проект Объединенная Судостроительная Корпорация превратится в миноритария или вовсе выйдет из него

Дмитрий Рогозин и Игорь Сечин (слева направо). Фото: РИА Новости
Дмитрий Рогозин и Игорь Сечин (слева направо). Фото: РИА Новости

Объединенная Судостроительная Корпорация (ОСК) — по российским меркам компания совсем не большая. Годовая выручка ее не превышает 250 млрд рублей, что не идет ни в какое сравнение с государственными топливными или энергетическими компаниями. Однако именно ОСК в последнее время стала негласным полем противостояния противоборствующих групп.

Менее чем три месяца назад ОСК поменяла руководство, а правительство уже нашло новый повод для критики. Точнее, не правительство, а вице-премьер Дмитрий Рогозин. В начале августа вице-премьер заявлял, что за строительство «суперверфи» «Звезда» глава Минпромторга Денис Мантуров будет «отвечать головой», и одновременно Дмитрий Рогозин попросил Генпрокуратуру проверить «возможные финансовые нарушения» в проекте. То ли ОСК выводов не сделало, то ли результаты проверки оказались не столь радужными, но сегодня вице-премьер объявил о смене стратегического инвестора проекта.

По итогам совещания о развитии судостроения на Дальнем Востоке Дмитрий Рогозин заявил об одобрении предложения «Роснефти» по созданию консорциума для строительства «Звезды».

«Звезда» — проект строительства верфи на Дальнем Востоке, которая будет специализироваться на производстве судов ледового класса и газовозов. Верфь заложена еще в 2009 году, точные сроки реализации проекта не определены. Объем инвестиций оценивается на уровне 100 млрд рублей.

«В ближайшее время стороны определяться с формой консорциума. Надо будет определить ее долю — блокирующий пакет или 20%?» — уточнил Дмитрий Рогозин. Если произойдет выкуп определенного актива со стороны консорциума, то вопросы окончательной цены должны быть согласованы в ближайшие полторы недели.

Не исключается также вариант полного выхода ОСК из этого проекта. В этом случае ОСК может передать консорциуму весь Дальневосточный центр судостроения за исключением двух-трех предприятий, которые сосредоточены сугубо на оборонном заказе.

С идеей о привлечении сторонних компаний к строительству «Звезды» в ходе сегодняшнего совещания у вице-премьера выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Наше предложение заключается в привлечении к этому проекту консорциума заинтересованных инвесторов, которые смогли бы обеспечить финансовое сопровождение, привлечение современных технологий, необходимое оборудование», — сказал он.

Одним из этих инвесторов и станет «Роснефть», которая, как предполагается, будет одним из основных покупателей судов, производимых на «Звезде». Второй член консорциума — Газпромбанк, который займется финансированием проекта и координацией работы консорциума.

Игорь Сечин также подчеркнул, что Большой Камень является единственной базой для организации подобного судостроительного кластера. И добавил, что было бы неплохо дополнить спектр активов, вносимых в кластер, и 30-м судоремонтным заводом.

Даже с учетом вхождения «Роснефти» и Газпромбанка в капитал проекта будущее «Звезды» туманно, категоричен генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. «Ни у одного из партнеров нет успешного опыта по созданию судостроительных предприятий. Само по себе судостроение — крайне низкорентабельный бизнес, и у российских инвесторов просто нет конкурентных преимуществ, чтобы проект верфи стал прибыльным без помощи государства», — считает эксперт.

Представители «Роснефти» и ОСК от комментариев отказались. С представителем Газпромбанка связаться не удалось.

Строительство «Звезды» укладывается в логику правительства по реализации крупных инфраструктурных проектов, которые, возможно, смогут поддержать рост ВВП, поясняет вице-президент «Покровка Финанс» Алексей Вязовский.

«Гарантий, что такой план реализуется, нет, и рациональнее было бы закупить уже сейчас несколько газовозов. Это позволило бы российским инженерам изучить их и одновременно ускорить разработку шельфа. И если спрос на подобные суда в ближайшие годы сохранится на высоком уровне, то тогда можно начинать строительство собственной верфи», — отмечает эксперт.

Рекомендуем:

  • Фотоистории