16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
11 сентября 2013, 16:43 ОбществоКомпании

В РЖД ради экономии готовы сократить персонал

Лента новостей

Президент РЖД Владимир Якунин раскритиковал предложение правительства по обнулению на год индексации тарифов естественных монополий. По его словам, РЖД это грозит убытками, сокращением инвестиций на развитие компании и оптимизацией персонала

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Лишь на прошлой неделе появилось предложение правительства о заморозке тарифов естественных монополий, а их руководство уже выступило с публичной критикой этого нововведения. Так, сегодня глава РЖД Владимир Якунин заявил, что нулевая индексация тарифов приведет к убытку в 2014 году, который «может достичь двузначной цифры вместо ожидавшихся 1,7 млрд рублей прибыли».

Точную сумму убытка он назвать отказался. Однако источник в транспортной отрасли отмечает, что 1% от тарифа приносит компании 11-14 млрд рублей операционной прибыли. Таким образом, сокращение тарифа на 5% приведет к «недостаче» в 50-70 млрд рублей. А негативный финансовый результат, по словам Якунина, повлечет за собой «крайне негативные последствия для инвестиционного рейтинга, условий заимствования и так далее…».

Владимир Якунин также усомнился в том, что запланированное замораживание тарифов сможет подстегнуть рост экономики страны, замедлившийся в первом полугодии до 1,4% с 4,5% годом ранее. Глава железнодорожной монополии также отметил, что бюджет может недосчитаться 350 млрд рублей налогов от компании.

В ответ на сокращение доходов РЖД намерены уменьшить свою инвестиционную программу и сократить до 60 тысяч сотрудников. Первоначально план монополии предусматривал объем вложений в развитие в 2014 году в 360 млрд рублей, но теперь этот показатель может сократиться в четверо. В частности, компания собирается урезать инвестиции в ремонт путей на протяжении 3,5 тысячи километров.

А вот от своих крупнейших проектов — модернизации Транссиба и БАМа — компания отказываться, не готова, утверждает источник знакомый с ее планами. «Оба проекта поддерживает государство и оно намерено вложить в них более 100 млрд рублей из Фонда Национального Благосостояния. Также оптимизация не затронет планы по закупкам локомотивов», — отмечает собеседник BFM.ru.

«Мы представили свои расчеты в правительство. Они показывают, что подобный сценарий может привести к крайне негативным последствиям для компании, но приведет и к негативным последствиям для экономики в целом», — резюмировал глава РЖД.

ОАО «Российские железные дороги» создано в октябре 2003 года путем реорганизации активов Министерства путей сообщения РФ. Единственным акционером компании является Российская Федерация.

РЖД входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Под управлением РЖД находится 99% железнодорожных магистралей России общей протяжённостью 85500 км, около 20 тыс. локомотивов. По итогам 2012 года выручка составила 1,54 трлн рублей, чистая прибыль — 78 млрд рублей.

Предложение правительства оправданно, считает вице-президент консалтинговой компании «Покровка Финанс» Алексей Вязовский. «Страна не может развиваться, не поборов инфляцию. А наши естественные монополии (не только РЖД), фактически являются «поставщиками инфляции». Даже если тариф для транспортной монополии заморозить на год, то государство продолжит вкладывать в нее средства, например через выкуп облигаций компании ВЭБом или взносами в уставный капитал. Нельзя говорить, что в чем-то ущемляют РЖД, это не так», — резюмирует эксперт.

РЖД, скорее всего, сохранит прибыльность даже в случае нулевого роста тарифа, поскольку бизнес компании по грузовым перевозкам прибылен, прогнозирует аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. «Финансовое положение компании устойчиво, и даже на фоне временной заморозки роста тарифов, она вполне могла бы выйти на IPO. Хотя тарифы и интересуют инвесторов, но в первую очередь они будут следить за динамикой погрузки и объемов капитальных вложений», — считает эксперт.

Ранее с критикой предложения премьера Дмитрия Медведева о заморозке тарифов естественных монополий выступало другие отраслевое министерство — Минэнерго, которое курирует бизнес Федеральной сетевой компании и «Газпрома». «Мы поддерживаем вариант, который дал бы возможность, с одной стороны, повысить эффективность и снизить издержки покупателей электроэнергии. С другой стороны, это вариант, который бы не стагнировал ситуацию самих энергетических компаний <…> Министерство скорее выступает за то, чтобы не ноль был, но и невысокий тариф, средний, в пределах инфляции», — заявлял ранее глава Минэнерго Александр Новак.

В чистом виде эту идею поддержало только Минэкономразвития, которое собственно и отвечает за экономический рост.

Фактически, единственная естественная монополия, которой не коснется повышение — это «Транснефть». Ее представитель подтвердил, что в 2014 году компания надеется на индексацию тарифа на уровень инфляции. «Мы фактически не работаем с населением. Увеличение нашего тарифа на 6% приведет к росту стоимости бензина на 3 копейки», — пояснили в «Транснефти».

В целом, предложение правительства имеет смысл, если заморозить тарифы на несколько лет, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «Само решение пойти на такой шаг — вопрос, в первую очередь, политической воли. Если это предложение было бы принято, то естественным монополиям пришлось бы привыкать к новой реальности и работать над собственной эффективностью. У потребителей их услуг в свою очередь появился бы мотив для увеличения инвестиций», — указывает она.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию