16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
11 ноября 2013, 14:19 Технологии
Спецпроект: Бизнес с чистой совестью

Незаконная экономия – закономерные убытки

Лента новостей

«Цена» пиратского софта варьируется от десятков тысяч до десятков миллионов рублей

Копейка рубль не бережет

Фото: PhotoXPress

Во всем мире бизнес стремится к сокращению издержек, причем пытается добиться этой цели разными путями, в том числе и не совсем законными. Например, за счет использования пиратского программного обеспечения (ПО).

В России компаний, идущих по этому пути, по-прежнему много. По оценке экспертов, потери производителей программного обеспечения только в России составляют 5-6 млрд. долларов ежегодно. Именно столько пользователи пиратского ПО «экономят» на приобретении лицензионного программного обеспечения.

Еще одно тому доказательство — результаты опроса, проведенного порталом BFM, согласно которому, 42,2% российских компаний используют в работе нелегальное программное обеспечение. Из них 30,1% делают это «во всю», а 12,1% применяют его частично.

Вопрос: почему так происходит? Ведь организации прекрасно знают, что пиратский софт — проблемный и даже опасный. Однако представление о том, что контрафактное ПО позволяет сильно экономить, еще очень распространено. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим.

«Невидимые» потери

Исповедующие данную точку зрения «специалисты» забывают об одном важном аспекте: издержки на IT-поддержку незаметно, существенно и, главное, неизбежно возрастут. В частности, придется содержать расширенный штат специалистов, которые будут регулярно настраивать и «подкручивать» корпоративный софт, решать проблемы с работоспособностью программ и оборудования.

Помимо регулярных сбоев и «устаревших» возможностей, есть еще один очень важный аспект — безопасность. По оценкам экспертов, 96% пиратских дистрибутивов ПО в России изменены, зачастую с внедрением шпионского и вредоносного ПО. Одни только известные вирусы (без учета бэкдоров и троянов в «крэках») обнаружены в 26% программ, доступных на Российском рынке. Чем это грозит бизнесу? Значительными тратами.

По данным IDC, в 2013 году прямые затраты бизнес-структур на один инцидент с вредоносным ПО, «подхваченным» в результате использования нелицензионных программ, составят 1075 долларов. Из них 96 долларов — это временные затраты штатного IT-специалиста по решению проблемы. 629 долларов — плата сторонним профессионалам. И еще 350 долларов — затраты на восстановление IT-ресурсов. Это значит, что в масштабах страны затраты российских компаний на восстановление данных и ИТ-инфраструктуры составят 4.2 млрд долларов и 28 миллионов часов.

«А у вас молоко убежало»

Помимо прямых потерь есть и косвенные, связанные с утечкой конфиденциальной информации через пиратское программное обеспечение. Только в I полугодии 2013 года компании потеряли на этом направлении 3,67 млрд долларов. Сюда входят затраты на ликвидацию последствий утечек, судебные разбирательства и компенсационные выплаты.

Сегодня Россия входит в тройку стран – лидеров с наибольшим числом утечек: США — 312 утечeк, Россия — 42 и Великобритания — 41. Следует учитывать, что в США и Великобритании действуют законы, по которым компании и организации, допустившие утечку конфиденциальной информации, должны сообщать об этом в СМИ.

В России же подобные случаи чаще скрываются. Причины понятны: компании не хотят ставить под угрозу репутацию, хотя изначально не принимают должных мер по ее защите. Самая элементарная из них — использование лицензионного софта и контроль за действиями сотрудников.

О правообладателе замолвите слово

Борьба с пиратством и защита авторских прав, в том числе, на программное обеспечение — один из приоритетов российского правительства. Поэтому правоохранительные органы активно работают по данному направлению, и нет ничего удивительного, что рано или поздно к компании-пирату приходят люди в форме.

Привлечение к юридической ответственности влечёт за собой дополнительные финансовые потери. Так, согласно Гражданскому кодексу, по решению суда, бизнес может потерять до 5 млн. рублей, по Кодексу об административных правонарушениях — до 40 тысяч рублей, по Уголовному кодексу — до 500 тысяч рублей.

Фото: PhotoXPress

Производители программного обеспечения, в частности Adobe Systems и Microsoft, не только вкладывают немалые инвестиции в создание безопасных и надежных программных продуктов, но и активно отстаивают свои права.

«Обычно «клиент» выплачивает в качестве компенсации за использование контрафактного ПО двойную стоимость его лицензионного аналога. Размер компенсации варьируется от десятков тысяч до десятков миллионов рублей в зависимости от размера нарушения, — рассказывает Дмитрий Береснев, руководитель отдела по продвижению лицензионного ПО Microsoft в России. - С каждым годом суд присуждает к выплате всё большие суммы компенсаций. Поэтому хорошо, если спор удается решить без обращения в суд. Это позволяет «клиенту» избежать значительных судебных расходов».

На деле это означает, что чем крупнее компания, тем выше риски. И, конечно, не стоит забывать о репутации. Модная нынче тема защиты авторских прав привлекает повышенное внимание СМИ, а значит, если у заказчика есть имя, утаить шило в мешке будет еще сложнее.

«Мне странно слышать, когда говорят про экономию на легальном программном обеспечении, - комментирует Игорь Слабых - руководитель департамента по противодействию интеллектуальному пиратству Adobe Systems в России и СНГ. - С таким же успехом можно призывать к экономии, например, на налогах – издержки снижаются, а качество бизнеса не повышается: и уклонение от уплаты налогов, и использование нелегального ПО в конечном итоге приводят лишь к еще большим затратам».

Лучше быть в тренде или как достичь тройной эффективности

Даже поверхностно ознакомившись с вопросом использования пиратского ПО можно сделать вывод, что один раз сэкономив на софте, компания начинает регулярно терять время и деньги. Начиная от постоянных трат на усиленную поддержку контрафактного ПО, которому необходима регулярная «подкрутка», и заканчивая штрафами за использование пиратского ПО, с возможной потерей репутации.

«Насколько нам известно, суммы компенсаций, выплачиваемых российскими компаниями – пиратами софтверным компаниям, членам BSA и НП ППП, измеряются миллионами долларов, — говорят юристы Microsoft. — При этом суммы эти неуклонно растут».

В то же время, повышения эффективности бизнеса можно добиться с куда меньшими затратами и не нарушая закон доказывают опыт развитых стран и расчеты аналитиков.

Согласно регулярным исследованиям Ассоциации производителей программного обеспечения BSA | The Software Alliance использование лицензионного программного обеспечения снижает риски и создает дополнительную операционную эффективность, что непосредственным положительным образом сказывается на эффективности работы предприятия.

На каждый дополнительно вложенный в лицензионное ПО доллар возврат инвестиций (ROI) составляет 59 долларов США. Для сравнения, возврат от инвестиций в пиратские продукты составляет всего 17 долларов.

В новом совместном исследовании BSA | The Software Alliance и бизнес-школы INSEAD, которое охватывало 95 стран, анализируется влияние рынка легального ПО на экономики различных стран. Результаты исследования подтверждают, что рынок лицензионного ПО является драйвером экономического роста в стране, а увеличение его объемов способно обеспечить значительный прирост ВВП.

В частности, исследователи полагают, что использование лицензионного программного обеспечения в два раза более эффективно для российской экономики по сравнению с пиратским ПО. Например, рост российского рынка лицензионного программного обеспечения на 1% может привести к увеличению национального производства приблизительно на 1,1 млрд долларов. В то же время увеличение российского рынка пиратского ПО на 1% приведет к росту национального производства только на 557 млн долларов.

В дальнейшем это соотношение может вырасти до общемирового уровня, на котором экономическая эффективность от использования лицензионного ПО в три раза выше, чем от пиратских программ.

«Так, рост рынка лицензионного ПО на 1% на глобальном уровне приведет к росту мировой экономики на 73 млрд долларов, — комментирует результаты исследования координатор программ BSA в РоссииАлексей Черный. — В то же время увеличение доли пиратского ПО на тот же 1% может привести к росту глобальной экономики всего на 20 млрд долларов».

Наш следующий материал будет посвящен подробному рассмотрению юридических рисков, связанных с использованием нелицензионного ПО.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию