Пятница, 29 марта 2024
10 декабря 2013, 17:30 Наука

На Марсе нашли пресноводное озеро

Американский марсоход Curiosity обнаружил, что на Марсе была вода миллиарды лет назад. Она была пригодной для жизни на уровне микробов. Была ли жизнь, пока неясно

Иллюстрация, показывающая возможные контуры озера в кратере Гейла на Марсе. Фотография получена с помощью орбитальной станции Mars Reconnaissance Orbiter. Фото: NASA

Американский марсоход Curiosity обнаружил на Марсе доказательства существования там пресноводного озера. Специалисты Лаборатории реактивного движения провели анализ почвы и объявили сегодня о результатах исследований. Они установили, что озеро было в кратере Гейла более трёх с половиной миллиардов лет назад.

Джон Гротцингер
Руководитель миссии Curiosity
«
Размер кратера Гейл примерно равен одному из больших Гавайских островов. Космическое судно приземлилось туда в августе. Если бы мы взяли микроорганизмы с Земли и поместили в среду обнаруженного озера, смогли бы они выжить? Да, смогли бы. И сейчас нам доподлинно известно, что на Марсе была пресная вода».

В частицах проб нашли минералы, серу, азот и другие вещества. Это значит, что вода была пресной и, в теории, пригодной для жизни на уровне микробов.

Владимир Сургин
Доцент государственного института астрономии имени Штернберга
«
И оказалось, что это запредельные нормы для человека. При полете на Марс при небольшом времени экспедиции на поверхности и при возвращении на Землю космонавт получит практически летальную дозу радиации. На поверхности Марса радиация такая же, как в открытом космосе, и защититься от нее современные скафандры и космические корабли не позволяют. Поэтому о полетах человека на Марс пока думать не стоит, только роботы могут справиться с таким высоким радиационным фоном. По поводу воды, действительно, важную вещь открыли. Мы знали, что на Марсе была вода миллиарды лет назад, но Curiosity показал, что в том месте, где он сел, а это кратер Гейл, вода была еще миллионы лет назад, что гораздо ближе к нашей эпохе, и условия для жизни там были. А вот была ли жизнь на самом деле, пока не ясно».

По данным исследователей, озеро существовало на протяжении нескольких тысяч лет.