16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.19 / ₽ 7980
  • RTS1130.28
4 марта 2014, 12:10 ОбществоПолитика

К. Коктыш: допуск международных наблюдателей — это выход

Лента новостей

В формальной ситуации двоевластия на Украине Россия ссылается на запрос Януковича. США прервали торговое и военное сотрудничество с Россией

Госсекретарь США Джон Керри в ожидании главы МИД РФ Сергея Лаврова на встрече в Мюнхене 31 января 2014 года. Фото: Reuters
Госсекретарь США Джон Керри в ожидании главы МИД РФ Сергея Лаврова на встрече в Мюнхене 31 января 2014 года. Фото: Reuters

До разрешения конфликта вокруг Украины Вашингтон заморозил любые переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций, заявило Управление торгового представителя США. Ранее Пентагон объявил, что замораживает всё военное сотрудничество с Россией из-за украинского кризиса, в том числе военные учения и дружественные визиты в порты друг друга. Представители Минобороны США призвали российские войска в Крыму вернуться на свои базы, как это предписывается соглашениями по Черноморскому флоту.

Этой ночью прошло экстренное заседание Совета Безопасности ООН, на котором постпред России Виталий Чуркин заявил, что это Янукович попросил Путина ввести российскую армию на Украину. Чуркин продемонстрировал письмо Януковича от 1 марта.

Виталий Чуркин
«
Я цитирую заявление президента Украины: «События на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия. Жизнь, безопасность и права людей, особенно на юго-востоке и в Крыму, под угрозой. Под воздействием западных стран осуществляется открытый террор и насилие, люди преследуются по политическим и языковым признакам. В этой связи обращаюсь к президенту России — Путину — с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины».

Чуркин заявил, что Россия не допустит в Крыму повторения того, что произошло в других регионах Украины. Представитель США в ООН Саманта Пауэр отреагировала так: «Все, о чем говорят представители России, — это вымышленные угрозы, нет никаких доказательств притеснения русских на Украине».

Накануне Барак Обама обсудил со своими ближайшими советниками возможные шаги «по дальнейшей изоляции России» в ответ на ее действия в Крыму, сообщает Белый дом. Сам Обама сделал заявление, в котором предложил России следующий компромисс:

Барак Обама
«
Если Россия продолжит осуществлять задуманное, мы будем дальше ужесточать экономические, дипломатические санкции, которые поставят Россию в изолированное положение и будут иметь негативное воздействие на её экономику и её мировой статус. Вопрос к мистеру Путину. Я обращаюсь к нему лично и ко всему российскому правительству: если Россия убедится, что права украинцев защищены, представители России и вообще все её граждане находятся в безопасности, при таких условиях согласится ли Россия на международных наблюдателей, которых мы хотим отправить в Украину? Эти наблюдатели станут посредниками между всеми сторонами, они предложат варианты, которые бы удовлетворили всех украинцев: не американцев и не русских, а украинцев. Это сможет разрядить обстановку».

Ситуацию прокомментировал BusinessFM Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России, член совета ассоциации политических экспертов и консультантов.

Некоторая разрядка наступила?
Кирилл Коктыш: Она может наступить. На самом деле понятно, что радикальная позиция России, что вооруженные силы должны позволить решить проблему защиты русскоязычного населения — понятно, что это является скорее легитимацией, нежели реальными мотивами, это вряд ли будет убедительно. Но в случае, если будет работать широкая международная миссия, работать не только в Крыму, но и по остальной Украине, возникает шанс, во-первых, затормозить или предотвратить неблагоприятное развитие ситуации в Украине в плане идеологического закрепления революции и более-менее закрепить сегодняшний статус-кво. Понятно, что, даже остановившись на сегодняшней стадии, Россия практически не позволяет нынешней украинской власти произвести полноценные выборы, то есть легитимироваться и превратить себя из революционных сил во власть.
Допуск к мониторингу международных наблюдателей — действительно выход, как говорит Обама?
Кирилл Коктыш: Я думаю, что это выход, и выход лучше, поскольку все-таки осуждение на вчерашнем Совбезе ООН односторонних российских действий было слишком единогласно. Никто откровенно позицию России не поддержал, вопрос был о разной жесткости осуждения либо о выражении сожаления и сочувствия. И в этом плане, как в любой такого рода спорной ситуации, понятно, что, чем шире наблюдение, чем шире присутствие, тем лучше и спокойнее, потому что возникает ситуация, что все-таки основания для конфликта были. Любая миссия, работая, найдет факты, как в одну, так и другую сторону.
Нам нужно еще дешифровать вот какое заявление из Вашингтона: «Мы отложили заключение любых двусторонних торговых и инвестиционных договоров с правительством России, которые находятся в разработке в рамках программы по углублению торговых и коммерческих связей». Речь идет не о компаниях, а лишь о некоторых межправительственных соглашениях? То есть это такая декларация?
Кирилл Коктыш: Я думаю, что да, поскольку все-таки и власти США могут компаниям рекомендовать, но не могут непосредственно приостановить. Поэтому речь идет, конечно, о межгосударственных соглашениях, которые должны либо обеспечить рамки для какого-то взаимодействия, либо обеспечить какие-то ресурсные обмены. Можно предположить, что, скорее всего, в этих обменах Россия была заинтересована больше, нежели Штаты.
Что касается заявления Обамы насчет международных посредников, Россия готова допустить их?
Кирилл Коктыш: Признаки есть, что готова. Два дня назад Путин, разговаривая с Меркель, вроде бы сошлись на том, что миссия ОБСЕ была бы идеальным форматом. Дело в том, что речь шла, по крайней мере, в разговоре, о том, что мониториться будет ситуация в Украине вообще. И я думаю, что Россия естественным образом будет настаивать на том, что мандат международной миссии будет распространяться естественно на всю территорию страны, это будет абсолютно логично.
Можете прокомментировать заявление российского дипломата при ООН Чуркина, который рассказал, что, оказывается, это Виктор Янукович 1 марта попросил ввести войска на Украину?
Кирилл Коктыш: Легитимировать свои действия, естественно, нужно.
Мы для этого собирали экстренно Совбез ООН, чтобы заявление Чуркина прозвучало?
Кирилл Коктыш: Я думаю, нет. Ведь Совбез ООН был отложен на два дня из-за того, что закрытый формат был заменен на открытый. Фактически Чуркин призвал к отмене того совещания и предложил провести новый формат по той аргументации, что открытое совещание нужно готовить. Поэтому мы можем предполагать, что выступление перед камерой Россия подготовила или, по крайней мере, стремилась договориться с рядом стран, которым могла располагать как союзниками, с тем чтобы обеспечить пиар-эффект в свою пользу. Как мы видим, это не очень получилось, пиарный эффект оказался в любом случае не положительным в отношении России. А заявление о том, что Янукович обратился, логично. Янукович остается по факту легитимным президентом Украины при всех минусах, а сегодняшняя власть государством полноценно все еще не является, тем более Россия их пока не признает. Это означает, что, используя формальную ситуацию двоевластия, Россия остается юридически чистой, поскольку тогда международно-правовых нарушений нет, существует запрос страны, которая по этому поводу обратилась. В любом другом случае это могло бы интерпретироваться как достаточно грубое нарушение международного права. А так, если использовать эту коллизию, можно пройти, как говорят китайцы, между каплями дождя.
Еще один вопрос по поводу возможных разногласий, такое ощущение, что они начинают просматриваться. С одной стороны, континентальная Европа, прежде всего Франция и Германия, с другой стороны, Великобритания и США, которые более ястребы, чем голуби. Это ложное впечатление?
Кирилл Коктыш: Абсолютно правильное. Франция и Германия являются главными плательщиками Евросоюза. И поскольку уже становится очевидным, что все-таки проблема многомерная, она не сводится к черно-белой картинке ни с российской стороны, ни с европейской стороны, думаю, что немцы понимают это первые, поскольку два субъекта, которым в любом случае негативных ситуаций на Украине придется платить, — это Россия и Германия. Россия уже по факту платит. Германия тоже прекрасно понимает, что если российские подозрения, опасения хотя бы наполовину или даже меньше того справедливы, то это тоже будет означать достаточно серьезные политические и экономические вызовы для той же Германии. Поэтому гораздо проще и спокойнее прислушаться к советам, прислушаться к опасениям, возможно, где-то переоценить опасения, но, по крайней мере, тем самым исключить наиболее негативные для себя и для остальных варианты. Штатам и Британии в этом плане немного все равно. Здесь уместна аналогия с игроками финансового рынка: они находятся в том положении, когда могут зарабатывать как на прибыли, так и на убытках.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию