16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
10 апреля 2014, 16:50 Компании

Кириенко: использование на АЭС Украины топлива из США — вопрос безопасности

Лента новостей

«Дело в том, что при аварии все забудут, что оператор АЭС — Украина, а топливо — американское, и будут подымать шум по поводу того, что это плохой русский реактор», — сказал глава Росатома

Руководитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко обратил внимание, что проблема использования на Украине в атомных реакторах ВВЭР американского топлива — это непростой вопрос. «Дело в том, что при аварии все забудут, что оператор АЭС — Украина, а топливо — американское, и будут подымать шум по поводу того, что это плохой русский реактор», — отметил Кириенко на открытии IX Международного форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность».

«Мы с уважением относимся к любому нашему партнеру в мире и всегда побеждали в открытых и честных тендерах, а не использовали политические инструменты для продвижения своей продукции. Тем не менее, за вопросом топлива Westinghouse на Украине мы, конечно, следим. Почему это происходит? Потому что компания Westinghouse действительно сделала топливо под дизайн советско-российских станций, они это топливо сначала начали ставить в Чехии. В 2009 году в связи с тем, что это топливо начало искривляться, потеряло геометрию, было принято решение о досрочной выгрузке этого топлива, в 2011 году впервые в мировой истории была проведена досрочная выгрузка топлива из реакторов в Чехии. Им даже не дали доработать, настолько посчитали, что это небезопасно. Понеся существенные издержки, оператор выгрузил это топливо. В 2010 году была начата загрузка этого топлива во второй и третий блоки Южно-Украинской АЭС», — рассказал Сергей Кириенко.

Гендиректор Росатома еще раз подчеркнул, что это безусловное право оператора — выбирать поставщика, и он вполне может это делать. «Но есть два момента, которые вызывают у нас опасения», — добавил Кириенко, — первый: было загружено 126 сборок, на сегодняшний день осталось только 66, потому в 2011-2012 годах при перегрузках выяснилось, что с топливом опять начались проблемы, и было принято решение атомного надзора Украины о досрочной выгрузке и запрете дальнейшего использования топлива Westinghouse на территории Украины. На сегодняшний день осталось только 66 топливных сборок, из которых только 26 из первых 126 загруженных вышло на четвертый год тестирования. Я точно понимаю, что если бы мы попробовали куда-то поставить топливо, и у нас хотя бы одна кассета из 126 нарушила бы технические условия, то все дискуссии и подписания контрактов закончились бы в ту же секунду. И мы бы даже не стали бы задавать по этому поводу вопросы – это нормально», — констатировал Кириенко.

«Это вопрос безопасности. И американцы сами это требование очень хорошо понимают у себя в стране. Почему они считают, что на Украине можно не соблюдать эти правила — это отдельная история», — отметил глава Росатома. «Мы будем внимательно за этим следить, потому что нас беспокоит, что это топливо ставится в один и тот же реактор, то есть на Южной-Украинской АЭС стоит и российское, и американское топливо», — добавил он.

Как рассказал Сергей Кириенко, в 2011-2012 году, так как поскольку публично пришла информация о том, что есть проблемы с искривлением топливных сборок (а если они есть и стоят рядом, то могут зацепить и российское топливо), топливная компания ТВЭЛ стала настаивать, чтобы их допустили к осмотру, но этого, к сожалению, не произошло. «Поэтому в 2011-2012 году ТВЭЛ был даже вынужден отправлять в НАЭК «Энергоатом» уведомление о том, что компания снимает с себя гарантии по эксплуатации российского топлива, поскольку если мы не допущены, мы не можем понимать, что там происходит», — сказал Кириенко. По его словам, у Росатома была информация, что при перегрузке, когда топливо Westinghouse теряло устойчивость и геометрические характеристики, «российское топливо использовали в качестве каркаса, то есть ставили вокруг топливной сборки Westinghouse, чтобы оно удерживало ее как твердый каркас».
«Если решение о загрузке (топлива) принимается после проверки, дополнительных испытаний, — это нормально. Но если оно принимается после смены руководителя, то это, конечно, вызывает опасения с точки зрения того, что это не техническое решение, а политическое», — отметил глава госкорпорации. «Не хотелось бы, чтобы в вопросах ядерной безопасности начинали приниматься политические решения, это опасная вещь», — заключил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию