16+
Четверг, 14 декабря 2017
  • BRENT $ 62.78 / ₽ 3680
  • RTS1141.50
5 августа 2014, 19:18 Политика

Пролетные деньги. Закроют ли российское небо для западных компаний?

Лента новостей

Чиновники обсуждают симметричный ответ на санкции против авиакомпании «Добролёт». Любые меры обойдутся России недешево

Самолет компании «Добролет».
Самолет компании «Добролет». Фото: ИТАР-ТАСС

Полностью закрыть свое небо для пролета западных авиакомпаний Россия сможет, только если откажется от своего участия в большинстве международных договоров (а их насчитывается более 3000) и организаций — в том числе Международной организации гражданской авиации ООН и ВТО. Такой симметричный ответ на санкции против авиакомпании «Добролёт» обсуждают сейчас российские чиновники.

Но есть иной путь — несколько ограничить число транзитных рейсов и, главное, поднять тарифы на аэронавигационное обслуживание над Сибирью и Заполярьем.

Впрочем, и это обойдется России недешево.

Олег Кибальниковэксперт авиаотрасли«Я на 100% уверен, что полного запрета не будет, потому что доход от пролета составляет от 200 до 400 млн долларов ежегодно. Для России главное — не нарушать межправительственное соглашение по частоте рейсов. Если мы снизим, это уже будет нарушением основополагающих принципов ВТО. Что касается тарифной политики, то, насколько я знаю, это разрешается. Мы можем поднять еще сборы за обслуживание на воздушной трассе, которые уже несколько лет не менялись. Для среднестатистического нашего россиянина ничего не изменится. Единственное, что может измениться, — цена билета для европейца, который полетит через Сибирь в Юго-восточную Азию, цена вырастет».

За счет пролета над Сибирью западные авиакомпании имеют возможность сократить маршрут в Азию на 4 тысячи км и сэкономить порядка 30 тысяч долларов на каждом рейсе.

Роялти, которые они платят за это российской стороне, — порядка 300 млн долларов ежегодно — идут в первую очередь в копилку «Аэрофлота». При этом система роялти в условиях действия договора об открытом небе, к которому Россия присоединилась в 1992 году, является весьма выгодным для нее атавизмом и результатом некогда удачно проведенных переговоров. Другие страны роялти за пролет не взимают.

И если эта система будет разрушена сейчас, вернуться к ней будет уже невозможно.

Андрей Фоминглавный редактор журнала «Взлет»«Потери составят не только потери Аэрофлота» от этих пролетных денег, но это и доходы системы организации движения российской, которая получает за проводку этих самолетов. Географическое положение России приводит к тому, что действительно очень значительная часть транзитных маршрутов европейских авиакомпаний проходит над территорией нашей страны. Соответственно, и в обратную сторону точно так же российские компании летают через территорию воздушного пространства Европы. Поэтому это все настолько завязано, что может иметь очень серьезное влияние на изменение маршрутов, продолжительности полетов, соответственно, затрат на производство этих полетов. На грани коллапса отрасль во всей европейской области, даже евро-азиатской».

На фоне обсуждения в министерствах возможных ограничений или даже запрета транзитных полетов иностранных компаний акции «Аэрофлота» упали сегодня на Московской бирже на 6%.

Премьер Медведев поручил министру обеспечить выполнение всех обязательств «Добролета» и всех полетов, на которые были проданы билеты.

Медведев и глава Минтранса обсудят ответные меры на действия ряда государств в отношении российских авиакомпаний.

Рекомендуем:

  • Фотоистории