16+
Воскресенье, 24 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
28 ноября 2014, 16:00 Авто

Забытое будущее: самые амбициозные проекты постсоветской Украины

Лента новостей

Украина — страна с собственной автомобильной промышленностью. Сейчас, впрочем, заводы в основном занимаются сборкой зарубежных машин по лицензии, но были и собственные амбициозные проекты современных «Запорожцев» и «ЛуАЗов»

"АвтоЗАЗ". Работа над дизайном новой модели Фото: Валерий Матицын/ТАСС

В советское время на Украине было несколько автомобильных заводов. Самые известные предприятия — «ЗАЗ» (Запорожский автомобильный завод) и «ЛуАЗ» (Луцкий автомобильный завод). Кроме того, в республике выпускали популярные автобусы ЛАЗ (Львовский автобусный завод), а также модификации различных грузовиков на ремонтных предприятиях.

В постсоветские времена предприятия продолжали работать, пытались модернизировать производство и даже разрабатывать новые модели. К сожалению или к счастью, ни один проект не дошел до конвейера. Но амбиции у автомобильных предприятий Украины были не меньше, чем в свое время у «АвтоВАЗа» и «ГАЗа».

В конце 80-х годов прошлого века на «ЗАЗе» началось производство «Таврии» — трехдверного хэтчбека, по строению кузова похожего на «восьмерку», но заметно более дешевого. Собственно, «Таврия» была самым доступным советским автомобилем того времени. Одновременно на предприятии начали разработку машины, которая пришла бы на смену «Таврии».

ЗАЗ 1106. Фото: Валерий Матицын, Борис Дворный/ТАСС

Один из вариантов хэтчбека 21 века — авто под кодовым названием «ЗАЗ» 1106. В начале 90-х этот макет появился на страницах автомобильных СМИ. Судя по дизайну, разработка велась еще в 80-х годах, но в начале 90-х, после распада СССР, видимо, решили вспомнить об этом проекте. Но вспоминали недолго. Автомобиль так и остался макетом, «ЗАЗ» сосредоточился на зарабатывании денег, то есть над расширением модельной гаммы «Таврии».

Впрочем, на предприятии не собирались полностью отказываться от выпуска новых моделей, и работы, по крайней мере, в дизайнерских мастерских продолжали выполняться. Так, новое поколение «Таврии» видели как купе (кодовое название «ЗАЗ» 1104) и даже полноценный седан (на фото сверху).

И вновь ни один из этих проектов не дошел до конвейера. По крайней мере, в современном виде, а седан на базе «Таврии» все-таки сделали и назвали его «Славутой».

Перспективная модель «ЗАЗ», (реинкарнация «Горбатого» Запорожца.) Изображение: Алексей Колесников/BFM

А это уже модель 2000-х. Официального названия у нее нет, так как это даже не ходовой прототип, а лишь макет, созданный, как предполагается, в единственном экземпляре. Машину называли «Горбатый-2». На «ЗАЗе», судя по всему, воодушевились идеей реинкарнации популярных моделей MINI, Volkswagen Beetle («Жук»), Ford Thunderbird… «Горбатый запорожец» «ЗАЗ»-965, конечно, не мог похвастаться таким легендарным прошлым, но для советских людей был своеобразным символом, как минимум самой доступной машиной. А над владельцами таких машин подшучивали, придумывали анекдоты, но тем не менее. Кроме того, 965-й был фактически копией популярного в Европе Fiat 600. Однако проект реинкарнации «Горбатого» был похоронен, как и все перспективные модели.

«ЛуАЗ» 1301. Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

Украинский внедорожник — настоящий проходимец и последняя попытка «ЛуАЗа» сделать современный автомобиль. Модель 1301 разрабатывалась с начала 80-х годов прошлого века. Создавались ходовые прототипы, но до серийного производства так и не дошли. И вот в 2002 году очередная версия внедорожника была представлена широкой публике. На предприятии заявляли, что принято окончательное решение о запуске автомобиля в серию. Произойти это было должно в 2004 году, а стоить машина должна была всего 3–3,5 тысячи долларов. Кабинет министров Украины даже утвердил инвестиционную программу «ЛуАЗу», согласно которой новый внедорожник должен был выпускаться объемом до 70 тысяч в год. Правда, уже скоро он был отменен указом президента. Позже, инвестпрограмму восстановили, но уже было поздно. Предприятие признало проект нерентабельным и в 2006 году полностью его похоронило.

ZAZ Chance. Фото: Анатолий Струнин/ТАСС

А это суровое настоящее. Самый известный ныне в России украинский автомобиль ZAZ Chance. Он же Daewoo Lanos, он же Chevrolet Lanos. Изначально Запорожский автозавод выпускал и продавал в России эти модели под брендом Chevrolet. Но позже концерн General Motors — ему принадлежит марка Chevrolet — отказался от модели из-за ее преклонного возраста. «ЗАЗ», тем не менее, продолжил выпуск, но уже под собственным брендом. Более того, пригодились и собственные наработки предприятия. В частности, для удешевления Chance оснащали двигателями от «Таврии».

Рекомендуем:

  • Фотоистории