16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.18 / ₽ 8146
  • RTS1173.68
3 февраля 2015, 18:59 Общество

Страх божий с младых ногтей. «Основы религиозной культуры» могут ввести со 2-го класса

Лента новостей

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» уже есть в программе, только у четвероклассников. Зачем нужно расширение курса со второго по девятый класс? И нужно ли оно в принципе?

Фото: Алексей Славный/ТАСС

РПЦ предлагает преподавать курс «Основы религиозной культуры» со 2 по 9 класс. Соответствующее письмо уже направлено министру образования Дмитрию Ливанову.

Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» есть в программе, только у четвероклассников. На выбор школьникам и их родителям предлагается шесть модулей: основы православия, ислама, иудаизма, буддизма и мировых религий, а также основы светской этики. Как отметил патриарх Кирилл, сейчас из бюджета оплачивается ставка только одного педагога.

Если же родители выбрали несколько модулей, то школе приходится платить зарплату остальным учителям из собственных средств. В итоге, желание сэкономить и подталкивает руководство школ к тому, чтобы все школьники изучали только один модуль. Зачем нужно расширение курса? На этот вопрос отвечает руководитель информационной службы Синодального отдела, иеромонах Геннадий (Войтишко).

Геннадий Войтишко: Задача расширения курса истекает из одной простой цели образования — воспитательная цель, которая предполагает формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, не может рассматриваться только лишь в рамках курса в четвертом классе. Это абсолютно религиоведческий предмет, нацеленный на формирование духовно-нравственных ценностей, а не привлечение тех или иных сторонников в ту или иную религиозную организацию. Это курс не вероучительный, не доктринальный, не направленный на привлечение адептов, а культурологический, еще раз повторю, рассчитанный на формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, традиционных для Российской Федерации.
Почему было решено все-таки модульно создать эту программу, а не объединить в один длинный курс все поочередно религии и как-то сделать большой обзорный курс?
Геннадий Войтишко: Мы предполагаем, для того чтобы изучать что-то чужое, необходимо хорошо разбираться в своем. Поэтому мы исходим из простой педагогической задачи, что дети должны иметь представление о той религиозной культуре, к которой принадлежит, прежде всего, их семья. После того, как они имеют четкие и ясные представления об этом, можно было бы говорить и о знакомстве с другими традициями и культурами. Ведь мы начинаем изучение в школе собственного, родного языка, и уже потом продолжаем изучать иностранные языки.

Как показывают опросы, российские школы чаще всего выбирают модуль мировых религий или основы светской этики. В то же время в Центральном федеральном округе преподавание основ православной культуры выбрали не более 25% жителей, при этом в мусульманских регионах предпочли ислам от 60 до 90%. Гипотетически, если класс разделился на шесть сегментов, то надо найти шесть преподавателей. Также возникает вопрос, откуда взять дополнительные часы для нового предмета? Комментарий Ефима Рачевского.

Ефим Рачевскийдиректор центра образования «Царицыно»«Первый вопрос у меня, как у директора, какой предмет надо будет из школьной программы убрать? Потому что, если санитарно-гигиенические нормы и правила, которые ограничивают количество учебных часов, допустим, у второклассников 22 часами. Что можно было, вроде как уже отрезали, хотя, может быть, к 2019 году, когда планировали реализацию этой инициативы, мало что уже останется в составе учебного плана и будут изменены нормы САНПИН. Очень сложно найти педагогов, которые могли бы адекватно этот курс вести со второго по девятый класс. Третье — это второклассники, маленькие они еще. Может быть, религиозное воспитание все-таки не в руки государства, а в руки семьи? Было бы здорово, конечно, использовать, допустим, опыт, накопленный в преподавании курса «Мировая художественная культура», потому что незнание основ религиозной этики, незнание основ религиозной культуры означает незнание культуры в целом. Но надо подумать, по всей видимости, надо будет пересмотреть в какой-то степени курс античной и новой истории, курс мировой художественной культуры, а не таким прямым, танковым образом вводить курс религии в школе».

Должен быть просто единый учебник истории, в рамках которого преподавалась бы история религий, лучше его вводить с 5 класса вместе с появлением предмета «История», в более раннем возрасте это должно быть на уровне игр, считает Вероника Кравчук.

Вероника Кравчукзаведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ«На мой взгляд, наиболее оптимальным был бы такой предмет, как история религий в России, который охватывал бы все традиции, эта проблема была бы, наверное, решена. Во втором классе у детей еще игровое мышление. Если этот курс будет разработан психологически правильно, это же не предполагает, что к детям второго класса придет профессор читать лекции о том, чем отличается догматика мусульманская от догматики христианской. Я бы считала, что со второго класса, может быть, это и не надо было, но, с другой стороны, у нас есть какие-то праздники — христианские, мусульманские, может быть, какой-то такой курс, который был бы ориентирован на то, чтобы детки начинали уже приобщаться к тому, что у нас такая большая страна, так много у нас народов живет, и у них разные праздники, религиозные, в том числе, какие-то национальные. Это мудрость директоров школ и их какое-то чутье. Они должны взять светского преподавателя, который знает эти вопросы, которые им все традиции преподает нейтрально, равноудаленно, просто вот такой религиоведческий компонент, который обязательно должен присутствовать в школе, как история, как русский язык, как любой другой предмет. Это ни в коем случае не служитель культа, это в любом случае преподаватель».

В случае положительного решения введение предметов модуля станет возможным не ранее 2016 года. Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» преподается в российских школах уже третий год. На него отводится один урок в неделю.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию