16+
Пятница, 22 сентября 2017
  • BRENT $ 56.63 / ₽ 3264
  • RTS1123.24
6 февраля 2015, 18:15 Недвижимость

Зачем «Магнит» продал 1% акций стоимостью 10 миллиардов рублей за одну ночь

Лента новостей

Российский ритейлер сегодня известен как один из самых успешных во всем мире. По показателям он обошел американские и немецкие торговые сети, его инвесторы находятся в США и Британии. Но владелец империи Сергей Галицкий не собирается останавливаться на достигнутом

Фото: Виктор Клюшкин/ТАСС

Сделка по приобретению акций крупнейшего ритейлера «Магнит» завершилась в четверг рано утром. Инвесторы купили в общей сложности 1% акций за 9,8 миллиарда рублей. Книга заявок была подписана всего за несколько часов. Компания Lavreno Ltd., аффилированная с основателем компании «Магнит» Сергеем Галицким, продала 1 миллион акций, по сообщениям официальных источников. Бумаги продавались по цене 9823 рубля за штуку, причем на закрытии торгов 4 февраля на Московской бирже акции стоили 10172 рубля. Такая скидка для покупателей – хорошее предложение, говорят представители банков.

Размещение акций российских компаний в последнее время не приносили успеха: в конце прошлого года пытались разместиться «Гражданские самолеты Сухого», но им не удалось это сделать в ожидаемом объеме. В конце января Россельхозбанк закрыл книгу заявок на облигации на 5 миллиардов рублей, так ничего и не продав.

Координировали сделку с «Магнитом» Morgan Stanley & Co. International и VTB Capital. Весь процесс занял рекордно короткое время: книга заявок открылась в среду в 19:30 по Москве, прием заявок был закончен в 9:30 утра в четверг. Среди покупателей были крупные фонды с долгосрочными планами по инвестированию. Спрос был как и от существующих акционеров, которые увеличили свою прибыль, так и от тех, кто вышел из компании раньше, но сейчас решил вернуться, сообщают в «ВТБ Капитал». Более 70% инвесторов, которые купили бумаги российского ритейлера, были из-за рубежа: 50% инвесторов – из Великобритании, 26% — из США и 20% приобрели русские фонды. Эксперты говорят, что в целом интерес к России сейчас низок, но к таким гигантам рынка он будет всегда.

Олег Рыжовгенеральный директор Ross Group«Совершенно не удивлен тому, что более 70% инвесторов, купивших акции, оказались из-за рубежа. В ситуации текущего экономического кризиса и дефицита ликвидности в российской экономике, это было ожидаемо. К тому же считаю, что время было выбрано очень удачно. В экономически сложные периоды именно федеральные продуктовые сети развиваются успешнее всего, расширяя свое присутствие за счет доли региональных операторов, не обладающих аналогичным запасом прочности. Продажа акций, как я понимаю, позволила привлечь достаточный объем инвестиций».

Интерес к сети «Магнит» полностью оправдан, считает Олег Рыжов. Галицкий — один из самых эффективных российских предпринимателей, а инвесторы склонны давать деньги людям, уже доказавшим свою эффективность на деле. Время для продажи было выбрано удачное, отмечает аналитик ФК «ИнстаФорекс» Антон Фомин. Розничные продажи по-прежнему остаются чуть ли не единственной сферой в экономике, в которой еще наблюдается хоть какой-то рост (пусть и минимальный, в пределах 3%). В этой связи, акции большинства крупных ритейлеров в России пользуются хорошим спросом, что способствует их высокой оценке, заметил эксперт.

Генеральный директор ОАО «Магнит» Сергей Галицкий. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Годовые результаты «Магнита» были опубликованы 27 января, тогда же инвесторам в рамках роуд-шоу показали, что сделку можно проводить.

За 2014 год выручка «Магнита» составила 763,5 миллиарда рублей – выросла на 37%. Чистая прибыль составила 47, 375 миллиарда рублей – выросла на 33%. Сегодня российская сеть – один из самых эффективных ритейлеров в мире. В 2014 году маржа компании составила 11,2%. Для сравнения, американская сеть Wal-Mart имеет показатель около 7,7%, британский Tesco – 7,5%, французская Carefour – 5%, немецкая Metro – 4,2% (данные Bloomberg).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране владелец компании Галицкий обещает инвесторам, что в 2015 году капитальные затраты компании останутся на уровне прошлого года – около 65 миллиардов рублей.

Анна Кокоревааналитик «Альпари»«Компания «Магнит» имеет очень хорошую репутацию на рынке. Сейчас сеть насчитывает почти 10 000 торговых объектов: 8344 «магазина у дома», 1080 дрогери, 190 гипермаркетов и 97 магазинов «Магнит семейный». В 2014 году акции компании показали рост почти в 10%. Сам «Магнит» в 2015 году ожидает рентабельности по EBITDA в диапазоне 9,5-11%, выручка может увеличиться на 26-32% за год. Успех «Магнита» во многом связан со временем выхода на рынок. Компания одна из первых стала развивать бюджетный ритейл в регионах, по сути, не имея при этом конкурентов кроме X5 Retail и «Дикси». Последний стал развивать розничную торговлю чуть позже. В итоге компании удалось захватить существенную долю рынка».

В этом году сеть продолжить расширение: «2015 год будет самым агрессивным по открытиям», отметил Галицкий. Компания планирует открыть более 800 косметических магазинов, 1200 магазинов «у дома» и около 90 магазинов формата «Магнит Семейный», а так же гипермаркеты. Всего более 2000 точек (в 2014 было 1618 точек).

Основной посыл сети «Магнит» — магазин «у дома» — будет все более популярным. Тем более, низкий ценовой формат будет привлекать все больше покупателей, учитывая кризис.

Константин Комиссаров советник председателя совета директоров «Локо-Банка»«Исторически «Магнит» – это бумага, которую традиционно очень любят иностранные инвесторы, на Западе ее продать легко. Такая быстрорастущая компания регулярно платит дивиденды (что достаточно редко для рынка, обычно быстрорастущие компании не платят). В какой-то момент «Магнит» оценивался рынком больше, чем вся сталелитейная отрасль, химическая и электроэнергетика вместе взятые. Набор этих факторов приводит к тому, что это топовая фишка в портфеле практически всех иностранных инвесторов. В целом размещение прошло очень удачно – в условиях санкций сделка была закрыта и закрыта достаточно быстро, на нее был спрос».

Вырученные от продажи акций деньги владелец намерен использовать для финансирования отдельных инвестиционных проектов, возможно поэтому бизнесмену срочно понадобились дополнительные средства. В частности, речь идет о строительстве стадиона для ФК «Краснодар», которым владеет Галицкий. По данным сайта transfermarkt.de, совокупная стоимость состава этой футбольной команды оценивается в 71,25 миллиона евро. При миллионных зарплатах футболистов, чистый убыток «Краснодара» в 2013 году составил 220,7 миллиона рублей (выручка – 115,6 миллиона). Данные за 2014 год пока не приводятся. Сам бизнесмен не отрицает, что со стройкой арены возникли сложности. При этом стройку все же планируется закончить в октябре этого года, как и было запланировано. Строительство новой арены началось в мае 2013 года. Ее стоимость оценили в 200 миллионов евро – для сравнения «Казань-Арена» стоила 330 миллионов евро, печально прославившийся стадион «Зенита» в Петербурге – 950 миллионов евро. Возводить стадион будет турецкая ESTA Constructions, которая занимается строительством «Магнитов» по всей России.

Вид на строящийся стадион ФК «Краснодар». Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В 2010 году компания Галицкого «Инвестстрой» подписала с администрацией Краснодарского края соглашение об инвестировании около 350 миллионов евро в стадион, детскую футбольную школу и жилой микрорайон эконом-класса с инфраструктурой на 30 тысяч человек. Как отмечал тогда Галицкий, это проект не «Магнита», а его личный. По его словам, вложения эти убыточны и не несут никаких доходов для девелопера. Чистый убыток «Инвестстроя» в 2012 году составил 232 миллиона рублей, в 2013 году цифра выросла до 309 миллионов рублей.

Артем Деевруководитель аналитического департамента ФК AFore«Учитывая текущую экономическую конъюнктуру российского рынка, подобные сделки более чем разумны. Достаточно посмотреть на то, что происходит с российской валютой и потребительским спросом на фоне устойчивых девальвационных и инфляционных ожиданий. Ослабление российской валюты является ключевым фактором разгрузки одной из бенчмарок российского фондового рынка – индекса РТС. Если разобраться в его структуре, можно легко прийти к выводу, что представленные в нем компании телекоммуникационного, банковского и ритейл-секторов находятся в очевидной зоне риска, поскольку в отличие от костяка ММВБ ориентированы на внутренний спрос. Как раз с ним в России сейчас существенные трудности. Учитывая сказанное, на фоне текущей фундаментальной картины, проблемы для ритейла еще не закончены, а мрачные прогнозы по темпам экономического роста и реального снижения уровня располагаемого дохода населения, указывают на то, что худшее еще впереди. Честно говоря, я ничуть не удивлен, что покупатель нашелся сразу, тем более, что западные инвесторы не до конца оценивают экономическую обстановку на российском рынке. Более того, кто-то делает ставку и на последующие выгоды, которые можно извлечь в перспективе, заранее приобретая недооцененные активы».

Галицкому на 90% принадлежит компания, работающая под брендом Constell Group. Она производит кондитерские, бумажные, полиэтиленовые и пластиковые изделия. На ее фабриках выпускают собственные торговые марки для сети «Магнит». Жене бизнесмена, Виктории Галицкой, принадлежит рекламное агентство «Арт Сайд» – одно из крупнейших по оборотам наружной рекламы в Краснодаре и Сочи. По данным СПАРК, выручка компании за 2013 год составила 166,9 миллиона рублей, прибыль – 88,8 миллиона рублей.

Рекомендуем:

  • Фотоистории