16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.19 / ₽ 8298
  • RTS1160.60
4 марта 2015, 14:54 Компании

Для эффективной работы системы саморегулирования необходима информационная открытость СРО

Лента новостей

В этом заинтересованы, прежде всего, сами участники системы

Создание системы самоуправления бизнеса в форме саморегулируемых организаций (СРО) стало одним из важнейших этапов на пути к развитию гражданского общества. Однако за годы существования этой системы, красивая либеральная мечта об ответственных и инициативных гражданах, способных самостоятельно (без гнетущего государственного контроля) навести порядок в самых разных сферах экономики, натолкнулась на жестокие реалии отечественного капитализма.

Проблемы, остро проявившиеся сегодня в важнейших областях общественного хозяйства, вынуждают государство вернуться к вопросу о возможности восстановления контроля над работой саморегулируемых организаций.

Но осуществимо ли это без возвращения к жесткой административно-командной системе?

На прошедшем недавно семинаре, посвященном реализации норм федерального закона № 359-ФЗ, была озвучена тревожная статистика Ростехнадзора по результатам проверок деятельности СРО в прошедшем году. Эксперт из отдела строительного надзора Маргарита Елизарьева отметила, что несоблюдение предписаний закона об информационной открытости входит в число наиболее часто встречающихся нарушений среди саморегулируемых организаций.

Это подтверждают и выводы мониторинга по соблюдению СРО информационной открытости, проведенного Национальным агентством мониторинга и статистики (НАМИС). Согласно им, на официальных сайтах большинства саморегулируемых организаций не раскрывается около 30% требуемых законом сведений. А в некоторых случаях объем скрываемой информации доходит до 70%.

Позитивнее выглядят итоги 2014 года в аналитике Рейтингового агентство строительного комплекса (РАСК), считающееся одним из самых авторитетных и независимых экспертов в данной сфере. По данным его дистанционного рейтинга саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, общее количество СРО, о которых нельзя собрать более 35% информации в открытых источниках, снизилось с 51% до 33%.

Члены саморегулируемых организаций сами активно стремятся участвовать и в законотворческой деятельности по этому направлению.

В докладе на II Международной конференции «Практическое саморегулирование» президент НП СРО «Объединение Строителей «МОНОЛИТ» Артур Трапицын представил проект «Хартии информационной открытости профессионалов и предпринимателей», который готовит возглавляемая им инициативная группа.

Декларация не только освещает основные причины, по которым многочисленные регулятивные нормы не работают должным образом (например, противоречия в законодательстве и нечестная конкуренция), но и приводит конструктивные законотворческие инициативы со стороны самих представителей бизнеса. Главный акцент в ней сделан на смещение ответственности за публичность и открытость деятельности с рядовых СРО на их национальные объединения, способные решить данный комплекс задач в едином ключе, а также полноценно нести бремя коллективной ответственности перед контрольными органами.

Практика показывает, что без широкой поддержки профессионального экспертного сообщества, все государственные инициативы в области обеспечения прозрачности деятельности СРО могут остаться не исполненными. Только плотное взаимодействие ведущих представителей бизнеса и органов власти позволят саморегулируемым организациям стать по-настоящему открытыми не только для закона, но и для рынка в целом.

Информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций может и не является сама по себе решением всех, накопившихся в данной области сложностей, но только ее обеспечение способно четко выявить эти проблемы, дать ясное понимание причин их возникновения и путей к устранению.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию