16+
Суббота, 11 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7630
  • RTS1178.02
26 марта 2015, 16:42 Право

Плохой или хороший человек? Соратник Навального предстал перед судом

Лента новостей

26-летний сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров не признал вину в краже картины владимирского художника. Ему грозит до пяти лет лишения свободы за висевший на заборе плакат стоимостью 5 тысяч рублей

Соратник оппозиционера Алексея Навального Георгий Албуров.
Соратник оппозиционера Алексея Навального Георгий Албуров. Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

Октябрьский районный суд Владимира 26 марта приступил к рассмотрению уголовного дела сотрудника Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Георгия Албурова. Ему вменяется кража картины владимирского художника-авангардиста «Плохой хороший человек». Албуров подарил ее на день рождения оппозиционеру Алексею Навальному. Свою вину в суде он не признал. Его защита считает дело политически мотивированным.

Зал суда в четверг был забит до отказа. Те, кому не хватило места, остались стоять. Судья Юрий Евтухов разрешил тележурналистам снимать процесс, но попросил не мешать суду: «Мы здесь снимаем не реалити-шоу».

Прежде, чем началось рассмотрение дела по существу, защита ходатайствовала о вызове на процесс Алексея Навального. Во время следствия он отказался отвечать на большинство вопросов, сославшись на статью 51 Конституции России (она дает право не свидетельствовать против себя), а потому его не включили в список свидетелей. Однако суд счел ходатайство преждевременным.

Согласно фабуле обвинения, картина «Плохой хороший человек» 63-летнего художника Сергея Сотова была похищена сотрудниками ФБК Георгием Албуровым и Никитой Кулаченковым 3 июня 2014 года с деревянного забора на привокзальной территории Владимира. Это была графическая работа, представляющая собой четыре бумажных листа, наклеенных на картон. На ней были изображены «хороший человек» с корзиной фруктов и «плохой человек» с бутылкой спиртного. Уже на следующий день Албуров преподнес картину в качестве «презента» на день рождения Алексею Навальному. Тот месяцем ранее выложил снимок работы в своем блоге, признавшись, что «обожает такое». Поскольку в то время Навальный находился под домашним арестом по делу «Ив Роше», Албуров передал подарок его жене Юле. А 20 июня в квартиру политика на Люблинской улице в Москве пришли с обыском и изъяли картину.

26-летнему сотруднику ФБК предъявили обвинение в «краже» (ч.2 ст. 158 УК РФ), по которому ему грозит до 5 лет лишения свободы. Брать под стражу Албурова не стали, оставив под подпиской о невыезде. А вот Никиту Кулаченкова объявили в розыск, поскольку он проигнорировал вызовы следствия.

Бесхозный забор — не место для хранения собственности

В суде Георгий Албуров вину не признал. Он заявил, что не согласен с квалификацией его действий. Подсудимый указал, что бесхозный забор не является местом хранения собственности, невозможно идентифицировать рисунок как принадлежавший Сотову, а причиненный художнику ущерб незначителен.

«При данных обстоятельствах состава преступления нет, и действия Албурова не могут квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние», — заявила адвокат подсудимого Анна Полозова. Она отметила, что в деле фигурируют разные суммы стоимости картины: 100 рублей, 2,5 тысячи рублей и 5 тысяч рублей, и не понятно, почему следствие остановилось именно на последней сумме.

Сам потерпевший на вопрос о том, почему он оценил картину в такую сумму, объяснил суду так: «Ну, миллион за нее просить многовато. Мне пять тысяч нравится».

Художник и дворник

63-летний потерпевший рассказал, что официально трудится дворником в индустриальном техникуме, считает себя известным владимирским художником, но вообще его «основное занятие» — дети и внуки. Сотов получает пенсию в 10 тысяч рублей и 5 тысяч составляет оклад дворника.

По словам потерпевшего, импровизированные уличные выставки он стал устраивать с 2010 года. Что же касается картины «Плохой хороший человек», то он нарисовал ее в мае 2014 года примерно за два часа на лестничной клетке у мамы и прибил на забор с помощью гвоздей. Сотов добавил, что существовал и черно-белый вариант «Плохого и хорошего человека». «Я потом его куда-то вешал, он потом пропал куда-то или его смыло», — сказал потерпевший.

Отвечая на вопросы участников процесса, Сотов признался, что не согласовывал экспозицию с местными властями, ее никто не охранял, картины и раньше пропадали, но он не обращался по этому поводу в полицию, а просто рисовал новые. Свои работы он не подписывал. Подать заявление в правоохранительные органы ему подсказали прохожие через несколько дней после исчезновения рисунка.

«Я и не знал, что так надо»

«Перехожу дорогу, сзади меня двое или трое человек спрашивают: «Сергей Николаевич, это вы художник?». «Да», — отвечаю. — «А у вас картины пропадают»? — «Да, пропадают». — «А вы не хотите в полицию обратиться?». А я думаю: «Да что, они разве найдут?». Мне говорят: «А вот автомобиль полицейский». Я туда постучался, мне говорят: «Не хотите заявление написать?» — «А давайте»», — вспоминал Сотов.

На вопрос прокурора о том, почему он сразу не обратился в правоохранительные органы, художник простодушно ответил: «У меня даже и мысли не было, я и не знал, что так надо, мне эти товарищи объяснили». Причиненный ему ущерб он назвал значительным.

Стоит отметить, что ранее в интервью журналисту интернет-издания «Русская планета» Илье Шепелину Сергей Сотов заявил, что не имеет претензий к похитившему и готов отозвать свое заявление из полиции. Он также сказал, что якобы даже ходил туда, но ему сказали, что там его заявление потеряли.

В суде потерпевший признался, что хотел забрать заявление, но в итоге не пошел в полицию. Противоречия в своих словах он так толком и не смог объяснить, но заверил, что журналист записал его слова верно. На сегодняшнем заседании также заслушали двоих свидетелей, после чего процесс прервали до 31 марта.

Политическое дело

Покидая суд, адвокат подсудимого Анна Полозова заявила BFM.ru, что намерена добиваться вынесения своему подзащитному оправдательного приговора. По мнению юриста, уголовное дело соратника Навального носит политический характер. «Я как адвокат смотрю с большим удивлением на это дело. Тут просто не может быть состава преступления», — уверена она. Полозова отметила, что обычно дела о кражах расследуются отделениями полиции. «В данном же случае дело о пропаже рисунка с забора поручили вести шести следователям по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета России. Курировало расследование ФСБ. О чем тут можно говорить?», — сказала адвокат.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию