16+
Понедельник, 22 октября 2018
  • BRENT $ 79.75 / ₽ 5223
  • RTS1126.97
25 июня 2015, 23:40 Недвижимость

Успех отелей класса люкс обеспечивает слабый рубль

Лента новостей

В целом рынок демонстрирует отрицательную динамику. Больше всего пострадали гостиницы эконом-сегмента

Гостиница Рэдиссон Ройал.
Гостиница Рэдиссон Ройал. Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Неопределенность в российской экономике, достигшая своего пика к концу прошлого года, не предвещала отечественным отельерам ничего хорошего. Перспективы развития бизнеса в 2015 году тогда рисовались лишь в самых мрачных тонах, и участники рынка уже было бросились подсчитывать убытки. Однако существенное ослабление рубля внесло свои коррективы, простимулировав внутренний туризм и сделав цены в российских гостиницах гораздо более привлекательными для иностранцев.

Но кризис есть кризис, и полностью компенсировать его негативное воздействие практически невозможно. Так, согласно аналитике руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвида Дженкинса, по итогам пяти месяцев 2015 года сохраняется отрицательная динамика доходности на номер (RevPAR) на гостиничном рынке Москвы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, этот показатель снизился на 5% до 3,2 тысячи рублей.

Впрочем, в данной конкретной ситуации подобные показатели — не что иное, как «средняя температура по больнице»: пока одни сегменты рынка теряют клиентов, другие, наоборот – увеличивают свою доходность.

Как это ни парадоксально, больше всего от неурядиц в российской экономике выиграли люксовые отели, которые продолжают демонстрировать высокие результаты. В мае, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, из-за роста тарифа на 12% и загрузки на 8%, RevPAR здесь вырос на 20%, а это значит, что у отельеров появляется возможность наращивать цены. Хотя, по итогам пяти месяцев с начала года, средний тариф в этом сегменте и так вырос на 12% до 15,2 тысячи рублей, при загрузке в 55,6%. Причем, такие показатели удалось сохранить даже после открытия отеля Four Seasons, который увеличил предложение на рынке.

Увеличение доходности на 6% наблюдается и в верхнем пределе верхнего сегмента (Upper Upscale). Это произошло за счет роста загрузки, притом, что тариф остался прежним.

А вот гостинцы верхнего сегмента (Upscale) больше всего пострадали от кризиса и растущей напряженности между Россией и странами Запада. Доходность на номер за январь-май снизилась на 10%. В этом классе, несмотря на снижение тарифа до 6,1 тысячи рублей, загрузка упала на 62%. В Москве Upscale – это, прежде всего, крупные гостиницы, которые особенно остро прочувствовали уменьшение объема корпоративного бизнеса, поэтому, пока западные компании не возобновят свою деятельность в городе в полном объеме, роста тут не предвидится.

Отели верхнего предела среднего сегмента (Upper Midscale) вынуждены быть особенно гибкими: сокращение тарифа на 6% до 5,1 тысячи рублей позволило увеличить загрузку на 10%. Эти гостиницы были вынуждены сфокусироваться на более «дешевом» бизнесе, в частности, туристах из Азии, которые привыкли к более низкому ценнику.

Однако перед настоящей дилеммой оказались гостиницы среднего сегмента (Midscale). Увеличение загрузки обошлось им особенно дорого: тариф пришлось сократить на 15%, что стало еще одним доказательством того, что «новый спрос» в Москве – это дешевый спрос. Теперь, при снижении показателя RevPAR на 12% до 2,6 тысячи рублей, перед отелями этой категории встает вопрос, какую стратегию выбрать. С одной стороны, в текущей ситуации необходимо стараться максимально повысить загрузку и начать работать с дешевым групповым спросом, а с другой стороны - имеет ли это смысл, если результат по доходности все равно негативный?

Елена Марченкоэксперт по гостиничным бизнес-процессам компании LIBRA HOSPITALITY SCHOOLВ первые месяцы 2015 года отели будоражило, загрузка начала падать и многие приняли решение начать экономить, причем, в первую очередь, на персонале. Также вынужденной мерой стало снижение тарифа, что повлекло за собой падение доходности. Однако пятизвездочные и четырехзвездочные гостиницы, особенно сетевые, сейчас чувствуют себя вполне неплохо. Они не только не потеряли своего клиента, но и за счет ослабления рубля, получили новую категорию гостей, для которых раньше такие отели были не по карману. Впрочем, нет особых проблем и у хостелов, которые сейчас появляются как грибы после дождя. У них также увеличилась потенциальная аудитория за счет тех, кто теперь, наоборот, не может себе позволить размещение в гостинице, и вынужден путешествовать более бюджетно.

Поляризация спроса, характерная для кризисных периодов, привела к тому, что средний сегмент рынка, который традиционно считается наиболее устойчивым к любого рода потрясениям, на этот раз потерял больше всех. Чтобы хоть как-то возместить убытки, некоторые трехзвездочные отели начали оборудовать в своих стенах специальные зоны с двухъярусными кроватями, которые теперь продаются как койки на манер хостелов.

Кроме того, гостиницы вынуждены подстраиваться и под специфику турпотока, характерного для этого года.

Марина Смирноваруководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman&WakefieldПомимо гостиниц высокого класса, которым повезло с курсом валют, хорошие результаты показывают экономичные отели, если они хорошо расположены и могут предложить приемлемый сервис. Плохи дела у обновленных отелей советских времен: обычно они вместительные, но отличаются невысоким уровнем сервиса, так что спрос на них сейчас невелик. Что касается бизнес-направления, то тут цены не изменились с прошлого года, потому что контракты были заключены еще осенью. Сейчас рынок особенно чувствителен к пожеланиям клиентов, которые бронируют отели самостоятельно, а их доля все же невелика.

Особенностью турпотока этого года эксперты называют замещение европейских и американских туристов, которые, несмотря на привлекательные цены в отелях, по политическим причинам пока побаиваются ехать в Россию, азиатскими. Лидером в этом смысле стала Корея с приростом в 40%, на втором месте оказался Китай, причем большая часть туристов из этой страны приезжает к нам из Гонконга. И хотя большинство туроператоров зафиксировали спад туристов на 40%, в целом в этом году сюда въехало на 100 тысяч человек больше, чем в прошлом. По мнению экспертов, такие показатели должны вселять в отельеров определенный оптимизм: так или иначе спрос на гостиницы все же есть, а уж чье предложение в конечном итоге победит в борьбе за клиента, зависит от самих игроков рынка.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию