Протестная акция дальнобойщиков парализовала дороги России
Лента новостей
Водители большегрузов выступают против взимания платы за проезд на федеральных трассах. Акция стала всенародной — от Москвы до Челябинска
В России сегодня бастовали дальнобойщики. Водители выступили против введения платы за проезд грузовиков. По словам наблюдателей, это стало первой по-настоящему большой социальной протестной акцией за последние годы. Как это было, и во что это может вылиться?
Ориентируясь на данные региональных СМИ можно составить карту протеста. Трасса Москва – Крым – Белгородская область — в правой полосе на аварийке 150 фур. В Пермском крае — на обочине около полусотни машин. Ульяновская область — 50 водителей. Столько же под Петрозаводском. В Красноярском крае — 50 грузовиков. Ростовская область — пробка на 100 километров, причина — 60 бастующих большегрузов, которые двигались со скоростью 10 километров в час. Трасса «Дон» под Москвой — на протяжении 2-3 километров в линейку выстроились 60 грузовиков. Как и в других городах, в столице за происходящим внимательно наблюдала полиция. В столице все прошло мирно, рассказывает корреспондент телеканала «Москва 24» Максим Бойцов.
Максим Бойцовкорреспондент телеканала «Москва 24»«Сотрудников ДПС было достаточно много. Были достаточно высокие чины, были и полковники, которые лично участвовали в организации этой колонны для того, чтобы она не привела к какому-то коллапсу. Они договаривались с водителями, помогали тем выезжать на крайнюю правую полосу, у них даже были специальные столбики, которыми они огородили всю эту колонну, и участвовали даже в регулировке движения в этой колонне. Сами водители достаточно мирно себя вели, никакой агрессии ни к прессе, ни к окружающим, ни к сотрудникам полиции не было».
В некоторых регионах полицию во время забастовки дальнобойщиков поддерживал ОМОН. Организатора акции в Челябинской области задержали по подозрению в экстремизме, до места протестной стоянки он даже не доехал, говорит корреспондент челябинского телеканала ОТВ Артем Шуварин. А дальнобойщикам правоохранители просто мешали выражать свою позицию, рассказывает журналист.
Артем Шуваринкорреспондент челябинского телеканала ОТВ«Самое интересное началось спустя минут 40 после начала акции: подъехали 5 машин ГИБДД, начали подходить к фурам, фуры начали разъезжаться потихоньку. При мне был случай — водитель сел в машину, завел, проехал буквально полметра, и его тут же тормозит инспектор за якобы не пристегнутый ремень, начал ему сначала предъявлять претензии за ремень, потом начал предъявлять претензии за транспарант, который был растянут на решетке радиатора. По-русски говоря, докопался до транспаранта, просил пройти водителя в машину для дачи каких-то объяснений».
Другим водителям настоятельно рекомендовали отъехать друг от друга подальше, чтобы это было больше похоже не на митинг, а на серию одиночных пикетов. Судя по тому, как водители фур общались в день проведения акции друг с другом по рации, разъединять их будет все сложнее и сложнее.
В Росавтодоре к акции протеста, судя по всему, готовились. Накануне на сайте ведомства появился текст, в котором чиновники, как они сами говорят, развенчивают мифы о работе системы сбора денег за проезд большегрузов.
Между тем повышение платы за проезд для дальнобойщиков может вызвать риск подорожания товаров. На 12-тонники приходится только 8,5% перевозок продовольственных товаров. Если пакет молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на две копейки. С проблемами столкнутся только те перевозчики, которые демпинговали за счет серых схем, и эти проблемы нивелируют их преимущества перед легальными перевозчиками. Деньги, взимаемые с дальнобойщиков, пойдут в бюджет, оттуда на ремонт и строительство дорог.
Отметим, что внесение платы за проезд по федеральным дорогам можно через систему «Платон». В системе зарегистрировано более 300 тысяч транспортных средств и 31 тысяча владельцев большегрузов. Началась выдача перевозчикам бесплатных бортовых устройств, с помощью которых осуществляется расчет фактического пробега каждого 12-тонника. Ездить можно и без этого прибора, каждый раз покупая маршрутную карту. В ней можно указать не только начало и конец пути, но и от 3 до 10 промежуточных точек. Физически оплатить проезд можно через мобильный телефон и Интернет, банковской картой или через терминал.
Преференции для иностранных перевозчиков на машинах массой свыше 12 тонн нет. Они будут оплачивать проезд по федеральным трассам России наравне с отечественными коллегами. Для этого на 35 пограничных пунктах пропуска развернуты офисы оператора системы «Платон».
Забастовка дальнобойщиков привела к многочасовым пробкам. На портале BFM.ru идет опрос: «Одобряете ли Вы такие методы борьбы за свои экономические права?» За час опроса проголосовало более 3 000 человек. Большинство — больше 80% — ответили утвердительно. Однако противники акции отмечают, что основной мотив дальнобойщиков — это нежелание выходить в легальное поле. Серые схемы дают не только возможность ухода от налогов, но и конкурентные преимущества.