16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.05 / ₽ 8471
  • RTS1156.39
27 ноября 2015, 12:30 Компании

Как РЖД помогают поставщикам из малого бизнеса пережить кризис

Лента новостей

Как спад в экономике отразился на закупках РЖД, и как компания пытается поддерживать своих поставщиков из числа малых и средних компаний? Отвечает начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД Ириной Митичкиной

Ирина Митичкина.
Ирина Митичкина. Фото: Из личного архива

Помимо перевозок, в том числе международных, РЖД занимаются обслуживанием и модернизацией российской железнодорожной инфраструктуры. Чтобы все это огромное хозяйство работало, нужны различные материалы, продукты, комплектующие и так далее. Многое из того, что нужно компании, приходится покупать на стороне.

РЖД прилагают большие усилия для повышения эффективности и прозрачности своих закупок, и уже есть результаты, отмечает начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД Ирина Митичкина.

Ирина Митичкинаначальник Центра организации конкурсных закупок РЖД«Нужно сказать, что за последние три-четыре года мы достаточно радикально поменяли структуру наших закупок. Если в 2012 году доля закупок у единственного поставщика превышала 60% и меньшая часть закупок размещалась на конкурентной основе, то в 2015 году картина поменялась ровно наоборот. За 9 месяцев 2015 года объем закупок у единственного источника составил 38%, а 62% — это конкурентные закупки, примерно половина из которых осуществляется в электронной форме, в первую очередь на электронной площадке ОАО «РЖД».

В 2015 году вступило в силу новое положение о закупках «Российских железных дорог». Соответственно, стала меняться и сама электронная площадка компании.

«Появился ряд новых процедур, в первую очередь запрос котировок и запрос предложений, который до 2015 года проводился среди заранее определенного круга лиц. Теперь эта процедура открытая, публичная, в ней может поучаствовать любой желающий. Также мы достаточно существенно снизили стоимость своего электронного ключа с целью повышения доступности и привлекательности наших закупок. Сейчас, насколько я знаю, коллеги прорабатывают достаточно инновационное решение по созданию специального ключа для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Как я понимаю, участвовать в торгах можно будет чуть ли не с помощью мобильного телефона».

Покупая товары, продукты и услуги, РЖД стараются поддерживать малый и средний бизнес, что особенно важно в сегодняшних экономических условиях. С 1 июля проводятся спецторги, в которых не могут участвовать крупные компании и корпорации.

«В силу требований дорожной карты мы должны были сформировать и сформировали перечень закупок, которые осуществляем исключительно у предприятий малого и среднего бизнеса. Там есть ряд требований — сумма конкурса не должна превышать 200 млн рублей. Перечень размещен как на сайте ОАО «РЖД», так и на официальном сайте правительства Zakupki.gov.ru. Торги, которые проводятся исключительно для предприятий МСП, помечены определенным образом, и предприятию достаточно удобно ориентироваться в нашем плане закупок и сразу же видеть, что относится к сфере поддержки и развития малого предпринимательства».

Как в РЖД определяют, кого допускать к этим спецторгам?

«Принадлежность к малому или среднему бизнесу декларируется участником в свободной форме. Одной из проблем для нас как для закупщиков является отсутствие на сегодняшний день единого реестра предприятий малого и среднего бизнеса. При всем уважении к партнерам, нам остается только верить на слово. Тем не менее, доля достаточно высока. Если я не ошибаюсь, в 2014 году общий объем закупок у малого и среднего бизнеса составил порядка 30%. Примерно таким же он остается и в 2015 году».

Иногда довольно сложно понять, захотят ли небольшие компании поучаствовать в спецторгах РЖД.

«Есть момент угадывания, что будет интересно предприятиям малого и среднего бизнеса. Совпали мы во взглядах или не совпали — пожалуй, это можно установить только таким опытным путем. Пока, во всяком случае по складывающейся картинке, угадали».

Как еще РЖД пытаются повысить привлекательность своих закупок для компаний малого и среднего бизнеса?

«Предусмотрен еще ряд экономических механизмов, которые, как мне кажется, должны поддержать предприятия, особенно в такой нелегкий период. На сегодняшний день в наше положение о закупках внесен ряд изменений такого рода. В частности, возврат обеспечения заявок осуществляется в течение не более 7 дней с момента подведения итогов процедуры. Сокращен срок заключения договора до 20 дней, срок оплаты по договорам не может превышать 30 дней с момента подписания документов об исполнении договора. Предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, вправе самостоятельно выбрать форму обеспечения для участия в торгах».

В этом году при организации закупок РЖД столкнулись с определенными трудностями. Причины очевидны: в кризис какие-то поставщики просто уходят с рынка, кто-то уже не может обеспечивать объемы, а кого-то перестали привлекать условия конкурсов.

«Проблемы в экономике не могут не отразиться и на закупочном процессе. Мы в первой половине года столкнулись с нетипично большим количеством несостоявшихся процедур, причем это были процедуры, на которые просто не пришел ни один участник. Речь не идет о том, что мы были чересчур придирчивы к документам. Предлагаемые цены, механизмы реализации контрактов и оплаты этих контрактов на тот момент не устраивали наших партнеров».

Тем не менее к концу весны компании удалось наладить закупочный процесс.

«Мы сделали определенные выводы: там, где это было возможно, были пересмотрены ценовые позиции. С другой стороны, наши партнеры тоже сориентировались и поняли, что, какой бы экономическая ситуация ни была, другой в ближайшее время она не станет и надо жить в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому с конца апреля и особенно в мае закупочная кампания прошла достаточно результативно. Начали складываться процедуры, активно пошла договорная работа».

В общем, желающих поставлять продукцию для нужд РЖД в этом году стало меньше. Но несмотря на это, закупки идут по плану. За 9 месяцев «Российские железные дороги» приобрели различной продукции, товаров и услуг почти на триллион рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию