16+
Четверг, 29 июля 2021
  • BRENT $ 75.10 / ₽ 5518
  • RTS1616.34
29 сентября 2009, 10:21 Технологии

Сотовые телефоны всплывают со «дна кризиса»

Лента новостей

В компании «Евросеть» полагают, что российский рынок сотовых телефонов прошел «дно кризиса», аргументируя это тем, что по сравнению с прошлым годом падение рынка в третьем квартале было уже меньше, чем во втором

Продажи мобильных телефонов в России сократились на 34,1%. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Продажи мобильных телефонов в России сократились на 34,1%. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

С начала года в России было продано 17,7 млн шт. сотовых телефонов, подсчитали эксперты компании «Евросеть», занимающей около 37% российского рынка сотовых ритейлеров. Это на 34,1% меньше, чем за девять месяцев прошлого года.

Однако положительная тенденция в продажах уже наметилась. «Пик падения, так называемое «дно кризиса», пришлось на май-июнь 2009 года, но в конце 2-го квартала — начале 3-го рост потребительского спроса возобновился, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом», — утверждается в отчете. За третий квартал падение продаж замедлилось, они составили 7,1 млн шт., или 31,6% по сравнению с третьим кварталом 2008 года.

Третий квартал прошлого года можно характеризовать как докризисный, отмечает в интервью BFM.ru директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J’son & Partners Consulting Сергей Савин, а потому результаты в годичном исчислении ожидаемы.

Всего, по ожиданиям «Евросети», за 2009 год в России будет продано 26 млн штук сотовых телефонов, на 28% меньше, чем в прошлом году, поскольку активность потребителей невысока. «В 2009 году на российском рынке сотового ритейла активность потребительского спроса характеризуется как пониженная, что связано с падением доходов населения и «кризисной психологией», — говорят авторы отчета. — Отчасти это связано с осуществлением отложенных в первом полугодии покупок, не входящих в сегмент предметов первой необходимости, таких как бытовая и цифровая техника, в том числе и сотовых телефонов».

На будущее сотового ритейла, по мнению экспертов из «Евросети», будут влиять «неоднозначные тенденции» в доходах населения и «кризисной психологии» потребителей.

«С одной стороны, замедление роста доходов населения и зависимость изменения цен на товары от изменения курсов валют в 2009 году может тормозить рост оборота розничной торговли. С другой стороны, снижение влияния фактора «кризисной психологии», адаптация населения к новым условиям, отсутствие внешних шоков сформирует позитивные ожидания потребителей, восстановит спрос за счет отложенных покупок, положительно повлияет на объем рынка», — прогнозируют эксперты.

В начале года были ожидания, что процент падения продаж будет существенно выше, признал в интервью BFM.ru партнер компании Automated Intelligence Systems Дмитрий Гориловский: «Эксперты ожидали, что рынок замены телефонов (он сейчас составляет около 75-80%) упадет намного больше — и 30-процентное падение это не такой плохой показатель. Ожидалось падение на уровне 40%».

Основная тенденция, характеризующая «кризисный» сотовый рынок — это падение средней суммы покупки. Средняя стоимость покупки мобильного телефона, выраженная в иностранной валюте, существенно снизилась, отмечает Савин Сергей. «Если до кризиса среднестатистический россиянин был готов потратить на покупку мобильного телефона 5 тысяч рублей, то в период кризиса эта сумма в рублях практически не изменилась, а в долларах стала существенно ниже. Это автоматически значит, что россияне стали покупать более простые модели телефонов», — рассуждает эксперт.

С другой стороны, производители, почувствовав, куда движется рынок, произвели ряд изменений в своей структуре, направленных на снижение себестоимости производства мобильных телефонов. Это позволило ряду производителей укрепить свои позиции, отмечает Сергей Савин.

«В частности, Nokia, Samsung хорошо подготовились к падению спроса и вывели на рынок несколько предложений в рамках до 10 тысяч рублей, например, Nokia Star», — соглашается партнер компании Automated Intelligence Systems Дмитрий Гориловский. «Смартфоны, в свою очередь, начали постепенно дешеветь и становиться доступнее более широкому кругу потенциальных покупателей», — добавляет эксперт J’son & Partners.

По данным мониторнига «Евросети», доля продаж Sumsung в течение 2009 года составляла 28%, 31,3% и 35,2% поквартально. Доля Nokia колебалась сильнее: во втором квартале телефоны Nokia заняли 40,2% от всех продаж в стране против 37,5% в первом квартале, однако в третьем квартале она снова снизилась до 38,7%.

В 2010 году продажи, по прогнозам аналитиков «Евросети», выйдут на положительные показатели. «Минимальный прирост рынка 2010 к объему 2009, по самым консервативным прогнозам, составит 3-4%, оптимистичный прогноз — 10-15%. При восстановлении рынка 2010 года на 3-4% его объем составит 75% от объема 2008 года, — считают в «Евросети». — В 2011 году мы прогнозируем восстановление рынка на уровне объема 2008 года. Основанием для такой оценки являются прогнозы восстановления экономики в течение следующего года и возобновление «реплейсмента» телефонов по причине отложенных в кризисный период покупок».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию