16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1132.94
12 февраля 2016, 20:35 ПолитикаКонфликты

Сирийское урегулирование и несвоевременность высказывания Асада

Лента новостей

Президент Сирии Башар Асад заявил, что готов вести переговоры по урегулированию, но при этом продолжит борьбу с терроризмом до освобождения всей страны. Он также сказал, что есть риск вторжения в Сирию Турции и Саудовской Аравии, передает France Press

Президент Сирии Башар Асад.
Президент Сирии Башар Асад. Фото: SANA/Reuters

В пятницу было объявлено, что Россия, США и ООН договорились о прекращении огня в Сирии. Многочасовые консультации в Мюнхене между Джоном Керри, Сергеем Лавровым и спецпосланником ООН Стафаном да Мистурой увенчались договоренностями, что мало кто прогнозировал.

Так называемая группа поддержки Сирии приняла решения добиваться остановки военных действий в течение недели после подтверждения от Дамаска и повстанцев. Вооруженная оппозиция в Сирии рассмотрит предложение о перемирии, с которым выступили в Мюнхене участники международной группы поддержки Сирии. Об этом заявил в пятницу представитель Высшего комитета по переговорам Джордж Сабра.

Другой оппозиционер, по данным российских дипломатов, поставил условием перемирия прекращение операции России в Сирии, чем поставил под сомнение саму возможность перемирия. Об этом написала в своем Facebook официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

Можно ли говорить о прогрессе в процессе сирийского урегулирования? Об этом — профессор института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

Владимир Исаев: Я думаю, что здесь происходит явное совершенно несогласование позиций, это естественно. Я не говорю о крайних террористах, которые ни при каких условиях не пойдут на какие-то договоренности — это понятно, и против них будет продолжаться операция. Но то, что скажем, то же самое заявление президента Сирии оказалось не совсем своевременным, во-первых, он главный раздражитель даже для так называемой умеренной оппозиции. В данном случае ему, наверное, не следовало выступать даже с очень правильными заявлениями — это во-первых. Кроме всего прочего, в его заявлении говорится о том, что он будет все равно продолжать борьбу, то есть, он не согласен на перемирие, о котором столь долго говорили. Это уже вносит определенный диссонанс. А что касается того оппозиционера, о котором вы упомянули, пока это его личное мнение, примет он, не примет, какие силы за ним стоят, это еще нужно хорошенько посмотреть, потому что он не такая известная фигура и говорить от имени всей оппозиции — я думаю, он слишком много на себя берет.
Группа поддержки Сирии приняла решение добиваться остановки военных действий в течение недели после подтверждения Дамаска и повстанцев. Что это за срок такой? Неделя после каких подтверждений Дамаска и повстанцев, о чем речь?
Владимир Исаев: Я думаю, что здесь, как раз, будут требовать от Дамаска, чтобы они дали обещание прекратить огонь хотя бы вдоль тех линий, куда пойдут вот эти гуманитарные коридоры, будут организованы в такие города типа Идлиба, Алеппо и прочее. А что касается оппозиции, понимаете, тот господин, о котором вы упомянули, он сказал, что вот Москва должна остановить бомбардировки. Москва, если надо будет, в соответствии с договоренностями, остановит бомбардировки. Но обратите внимание, что он не говорил ничего о себе. Его-то группа или кого он представляет, собираются прекратить огонь или нет? Об этом не было ни слова.
А какое значение имеет эта встреча группы поддержки Сирии, для чего она нужна?
Владимир Исаев: Сейчас международное сообщество обеспокоено только одним — чтобы фактически прекратить огонь. Ну, во-первых, некоторые из этих сил опасаются, что, если отложить прекращение огня на более долгий срок, то за это время армия Асада не только окончательно освободит Алеппо с нашей помощью, но и выйдет на Идлиб, выйдет близко к Ракке. В общем-то, будет крах для вот этой оппозиции, умеренной, не умеренной и так далее. Ну, и немаловажное значение имеет также позиция Турции, которая, видя провал и срыв всех своих планов по Сирии, в частности, частичное отторжение территорий с этой стороны, естественно, будет давить сейчас на своих союзников по НАТО и угрожать вторжением, а это уже грозит достаточно серьезными боевыми действиями. Вы понимаете, что сирийская армия будет вынуждена ответить в этом случае, я беру самый такой негативный сценарий. Мы поддержим, ну и это будет уже нападение на одну из стран НАТО, а другие страны НАТО должны их поддержать, согласно 5 протоколу Устава этой организации. И вот здесь возникает развязывание на территории Сирии крупномасштабной войны.
Но сейчас посредники поговорили, о чем-то договорились, дальше кто-то на кого-то должен влиять. Мы вроде бы как на Асада, а США на сирийскую оппозицию, Турцию, Саудовскую Аравию или там все-таки значительно сложнее все?
Владимир Исаев: Там сложнее. Дело в том, что, по самым скромным оценкам, там действует свыше 700 различных вооруженных организаций, террористических, полутеррористических, умеренных, не совсем умеренных и так далее. И, конечно, естественно, что все представители этих группировок не принимали участия в переговорах, и они могут их сорвать.

Режим прекращения вооруженного противостояния в Сирии может начать действовать через неделю. Об этом заявил замглавы российского МИДа Геннадий Гатилов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию