16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1132.80
29 августа 2016, 14:42 Политика

Здоровье Ислама Каримова: «гарант стабильности» Узбекистана под угрозой

Лента новостей

Впервые болезнь узбекского лидера официально подтвердила пресс-служба кабмина страны. Какие возможны варианты развития событий, если Каримов не сможет дальше занимать свой пост?

Президент Узбекистана Ислам Каримов.
Президент Узбекистана Ислам Каримов. Фото: Maxim Shemetov/Reuters

Президент Узбекистана Ислам Каримов находится в реанимации после кровоизлияния в мозг, его состояние оценивается как стабильное. Об этом написала на своей странице в Instagram его младшая дочь Лола Каримова-Тилляева.

Ранее официальные СМИ Узбекистана распространили сообщение кабмина о том, что президент находится на стационарном лечении, которое потребует «определенного времени». О характере заболевания ничего не сообщалось. О госпитализации 78-летнего Каримова стало известно накануне. Слухи о тяжелом заболевании Каримова и даже о его возможной кончине возникали уже не раз, но официальное заявление кабмина прозвучало впервые — хоть и с формулировкой, что Каримов находится на стационарном лечении.

Какие возможны варианты развития событий, если президент, правящий в Узбекистане с 1989 года, не сможет дальше управлять страной, и кто может стать потенциальным преемником? Своим видением ситуации поделился эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов. С ним беседовал Олег Булгак.

Фактически сегодня власти Узбекистана признали, что у Каримова что-то серьезное. Это так?
Аркадий Дубнов: Да, впервые в истории современного Узбекистана с его, так сказать, автократическим характером власти нам доложили, что со здоровьем президента Узбекистана, бессменно возглавляющего эту страну с 1989 года, когда он еще был первым секретарем ЦК узбекской компартии, что-то не в порядке. Я, честно, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть информацию агентства «Фергана» о том, что у Ислама Абдуганиевича Каримова случился инсульт, но вероятность этого достаточно высока, мне кажется. Я в первую очередь хотел бы пожелать ему скорейшего выздоровления, все-таки 78 лет — это возраст весьма почтенный, для политического лидера тем более. Но мы знаем и другие примеры, когда у власти находятся долгие годы и в более почтенном возрасте.
Что может произойти? Есть ли в стране оппозиция, которая может активизироваться, причем всерьез? Или, может быть, речь идет об исламистах?
Аркадий Дубнов: В политической оппозиции сегодня в Узбекистане никто не наблюдается. Ее уже давно нет. В этом как раз и сказывается характер узбекского режима, который политическую оппозицию с самого начала терпел очень недолго. Всех узбекских оппозиционеров еще из бывших депутатов съезда СССР уже либо нет с нами, либо они давно в эмиграции. Один есть самый известный оппозиционер Каримова Мухаммад Салих — известный узбекский поэт, который в 1991 году был конкурентом Каримова на президентских выборах и получил тогда 13% голосов. Он возглавлял партию «Эрк», которая утверждает, что и сегодня ее сторонников много внутри Узбекистана. Опасаться власти, режима можно только, конечно, исламистской, радикальной, которая в известной степени находится в подполье, и именно ее представители, узбекские мусульмане, только за то, что пять раз справляли намаз и многие из них читали религиозную литературу, сидят в тюрьмах, и это является основанием для обвинения нынешнего Узбекистана в большом количестве политических заключенных. Тем не менее надо смотреть с разных сторон на ситуацию, ведь именно Каримов принимается очень многими, в том числе очень многими узбеками, как гарант стабильности. И это тоже правда.
Что произойдет с отложенными конфликтами с Таджикистаном и Киргизией? Не возникнет ли там серьезное напряжение?
Аркадий Дубнов: Они могут возникнуть, но думаю, что только по инициативе на местах. С точки зрения действий руководства в Ташкенте, я уверен, что ничего такого экстраординарного или идущего к возбуждению этих пограничных межгосударственных отношений не будет. Надо признать, что все-таки элита, воспитанная Каримовым, в этом отношении достаточно ответственна.
Москва в каком преемнике заинтересована?
Аркадий Дубнов: Москва заинтересована в преемнике, который не то чтобы сохранит лояльность Ташкента по отношению к России, но и пойдет даже дальше.

Насколько серьезно то, что сейчас происходит в Узбекистане, и к чему готовиться? На эти вопросы Business FM ответил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков: «Об активности радикальных исламистов на территории Узбекистана заявляется не впервые. Например, в ноябре прошлого года, правоохранительные органы республики провели масштабный рейд по задержанию представителей таких радикальных исламских групп. Было задержано порядка 200 человек. Только за прошлый год таможенники Узбекистана пресекли порядка 50 тысяч попыток провезти на территорию республики агитационные материалы, содержащие пропаганду радикального ислама. Представители силовых структур среднеазиатских государств, в том числе и Узбекистана, стали заявлять о том, что часть радикальных исламистов стало возвращаться из зон, контролируемых «Исламским государством» (запрещено в РФ — Business FM) в Сирии, Ираке, на территорию Средней Азии, назад, откуда эти люди происходили, и пытаются нести такие идеи радикального ислама к себе на родину, в том числе и в Узбекистан. Если Каримова сейчас не будет, понятно, что это приведет к дестабилизации государственного аппарата, по крайней мере на какое-то переходное время, и эффективность противостояния исламским радикалам упадет. В этом смысле, это, действительно, так. В качестве преемников называют, как правило, людей, которые давно на слуху, уже очень много лет были его ближайшими соратниками, членами его окружения. Среди них, например, Рустам Иноятов, глава Службы безопасности республики, одна из самых сильных фигур в его окружении, но, правда, человек тоже в годах — ему исполнилось 72 года в июне, поэтому, скорее всего, в случае,если Каримов не сможет управлять республикой, обострится борьба между группировками внутри узбекистанских элит. Здесь либо тот из персонажей в его окружении, кто сейчас обладает наибольшими возможностями в силовых структурах, воспользуется и утвердит свою власть, либо, если переходный период затянется, начнется противостояние между различными группами в руководстве республики. О каком-то серьезном конфликте или гражданской войне, конечно же, говорить рано и слишком смело, но любой такой внутренний конфликт внутри элит всегда дестабилизирует систему. Какого-то грубого вмешательства России, скорее всего, не будет. Более вероятна именно подстройка под ту ситуацию, которая сложится в республике, под тех руководителей, которые в будущем могут прийти на смену Исламу Каримову».

Что думают в соседнем Казахстане о госпитализации Ислама Каримова, рассказывает журналист Амиржан Косанов: «Конечно, тревожное ожидание. Это касается возможного преемника Каримова, который неизвестно, какую будет внешнюю политику, не говоря о внутренней, проводить, как это отразится на соседних государствах. Все не понаслышке знают о некой состязательности, конкуренции между Каримовым и Назарбаевым за лидерство в регионе, про это ходили даже разные анекдоты. Поэтому приход нового лидера в Узбекистане все равно отразится на самочувствии казахстанской правящей элиты. И второе — это, конечно, возможность использовать протестные настроения в обществе, будь то в Узбекистане, Казахстане, любой другой стране, в каких-то корыстных целях узкой группой. Эта опасность существует. В Казахстане над этим работают. Я думаю, что такой большой волны цунами со стороны Узбекистана не будет, но определенные уроки казахская правящая элита будет, конечно, из этого получать».

Оппозиционное «Народное движение Узбекистана» со ссылкой на источники в правительстве сообщило, что Ислам Каримов якобы потерял сознание 26 августа. Это случилось ближе к ночи через полтора-два часа после банкета в честь узбекских спортсменов, принявших участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. По данным источников, Ислам Каримов не сможет принять участие в торжествах, посвященных Дню независимости Узбекистана 1 сентября. Официальное открытие и проведение празднеств поручено премьер-министру Шавкату Мирзияеву. Узбекистан — крупнейшее среднеазиатское государство с населением 30 миллионов человек.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию