16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.62 / ₽ 7967
  • RTS1129.50
20 сентября 2016, 13:20 Политика

Чего России ждать от Клинтон, если она победит?

Лента новостей

Американские аналитики предсказывают двум странам непростые, но ясные отношения. Внимание привлекли не слишком дипломатичные заявления Клинтон

Премьер-министр России Владимир Путин и госсекретарь США Хиллари Клинтон, 2010 год.
Премьер-министр России Владимир Путин и госсекретарь США Хиллари Клинтон, 2010 год. Фото: Alexei Nikolsky/Reuters

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон встретилась 19 сентября с президентом Украины Петром Порошенко. Как сообщает газета The Wall Street Journal, она обсудила с украинским лидером, реальные, по ее словам, «проблемы, связанные с российской агрессией».

Подобные не очень дипломатичные формулировки в отношении одного из возможных важных партнеров США на международной арене в случае избрания Клинтон главой государства привлекли внимание американских политических обозревателей. Майкл Бендер и Кэрол Ли из The Wall Street Journal считают, что Клинтон продолжает курс, который проводила в качестве госсекретаря в администрации Обамы. Этот курс предусматривает обвинение России в нарушении мирных соглашений по Украине и поддержание санкций в отношении Москвы. Именно этого, видимо, и следует ожидать от Клинтон, если она победит на выборах 8 ноября, считают обозреватели газеты.

Более развернутый анализ предлагают Уоррен Стробел и Мэтт Спеталник из агентства Reuters. Они считают, что отношения с Москвой уже находятся на самом низком уровне после окончания холодной войны. В этих условиях политические эксперты и ветераны российского направления в американской политике ожидают от Клинтон продолжения курса в отношении России, вероятно, более жесткого чем тот, что проводит Обама или может проводить Трамп.

По мнению авторов Reuters, над отношением к России у Клинтон довлеет дипломатическая неловкость, возникшая, когда она привозила в Москву красную кнопку с надписью «Перегрузка» вместо «Перезагрузка», и ее личное неприятие российского руководителя. Это, считают Стробел и Спеталник, будет для кандидата от демократов самым большим внешнеполитическим вызовом.

Джейк Салливан, бывший сотрудник госдепартамента и нынешний ведущий советник кампании Клинтон, утверждает, что она готова разрешить поставки летального оружия Украине и ввести бесполетную зону над Сирией, то есть пойти на шаги, которые отказывается делать Барак Обама. При этом Салливан убежден, что эти решения не помешают эффективным отношениям Вашингтона с Москвой, потому что Путин будет «уважать ее как президента США, уважать ее силу, ясность и предсказуемость».

Впрочем, спикер палаты представителей конгресса США Ньют Гингрич уверен: если Хиллари Клинтон удастся победить на президентских выборах, она не позволит предоставить Украине летальное оружие. По крайней мере, об этом он заявил в интервью «Украинской правде».

Ближайшие советники Клинтон, пишет Reuters, считают, что она может пойти на ужесточение антироссийских санкций и на оказание помощи соседям России в освобождении от зависимости от поставок российских источников энергии. Еще в начале 2013 года, отмечают авторы, Клинтон направила президенту Обаме как минимум две секретных записки с призывами к занятию более жесткой позиции в отношении Москвы. Как считали многие сотрудники из ближайшего президентского окружения, курс на перезагрузку в тот момент еще далеко не был исчерпан.

Один из главных архитекторов политики перезагрузки Майкл Макфол, ставший впоследствии послом в России, говорит, что Клинтон с самого начала скептически оценивала перспективы позитивных преобразований в отношениях с Россией. Такую оценку подтверждают и другие сотрудники администрации.

Первая встреча Клинтон с Путиным состоялась в марте 2010 года в подмосковной резиденции президента России. Тогда ей удалось уговорить российского лидера поддержать ужесточение санкций в отношении Ирана. Однако после этого стороны неоднократно выдвигали в адрес друг друга различные упреки. В ответ на замечание Клинтон накануне выборов 2008 года, что у него нет души, например, Путин сказал, что у главы государства «как минимум должна быть голова».

По словам сотрудника администрации, пожелавшего остаться неназванным, Клинтон сознательно все эти годы делала упор на усилении восприятия в России итогов завершения холодной войны как унизительного для страны поражения. Самый серьезный выпад против Кремля она предприняла в конце 2011 года, когда назвала «ни свободными, ни справедливыми» проведенные в России парламентские выборы. После этого ее контакты с российским руководством резко пошли на убыль.

«Взгляды госсекретаря Клинтон на Россию всегда были немного более жесткими, чем у президента Обамы», говорит бывший посол в России Джон Байерли. По его словам, это частично было отражением «разделения ролей»: Обама в то время взаимодействовал с Медведевым, а Клинтон были поручены отношения с Лавровым и Путиным.

«Перезагрузка (с которой Клинтон начала свою работу на посту госсекретаря) была правильным подходом», говорит бывший советник по отношениям с Россией в администрации Джорджа Буша Томас Грэхем. При этом он упрекает Клинтон и Обаму в том, что они не предприняли достаточных усилий, чтобы «сблизиться с Путиным и открыть новые каналы коммуникаций» с Россией.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию