16+
Пятница, 15 марта 2024
  • BRENT $ 85.29 / ₽ 7816
  • RTS1133.12
18 октября 2016, 06:59 Общество

О России и не только. Почему Google переполнен неуклюжими стереотипами?

Лента новостей

Любопытный эксперимент чешского лингвиста, изучившего стереотипы восприятия европейских народов американскими пользователями популярной поисковой системы

Фото: Zuma/ТАСС

Математик и лингвист из Чехии Якуб Мариан провел любопытный эксперимент с поисковой системой Google.

Пользователи этой системы знают, что стоит в строке запроса начать формулировать интересующую вас тему, как компьютер предлагает на выбор самые распространенные варианты вопросов, начинающихся с написанных вами слов.

Мариан решил проверить, какими будут самые популярные вопросы, которые пользователи американской версии этой поисковой системы задают о европейских странах. Именно эти вопросы формируют предлагаемые системой ответы. Результаты исследования Мариан перенес на карту Европы и опубликовал в блоге британской газеты Independent.

Что, по мнению Google, хотят знать пользователи о европейцах.

Оказалось, что подавляющее большинство вопросов отражали устойчивые, хотя и поверхностные и основанные на домыслах стереотипы восприятия европейских народов не очень сведущими пользователями.

Больше всего, как оказалось, жителей других частей мира, где говорят по-английски, интересует уровень жизни не говорящих по-английски европейцев.

К вопросу, начинавшемуся словами «Почему Португалия/Испания/Болгария/Украина/Латвия…», Google автоматически добавлял: «…такая бедная?». А вот к тому же вопросу о Германии и о Норвегии система добавила: «…такая богатая?».

Вопрос о Дании система завершила: «…самая счастливая страна в мире?». О причинах такого завершения запроса не догадывается даже автор карты.

Видимо, нередко обращаются за помощью к Google футбольные болельщики. К вопросу «Почему Голландия…» поисковик добавил «…оранжевая?» (такого цвета спортивная форма национальной сборной этой страны), а к такому же вопросу про Италию Google прибавил: «…синяя?» (вероятно, тоже из-за синего цвета спортивной формы итальянской сборной).

Также многих пользователей, похоже, озадачивает кодовое обозначение стран-участниц соревнований, которое используется на спортивных табло и на телеэкранах во время трансляции футбольных матчей. Так, вопрос «Почему Швейцария…» поисковая система дополнила словами «… обозначается СН?», «Почему Хорватия…» словами «…обозначается HR?», а «Почему Румыния…» — «…обозначается ROU?».

На самом деле, Швейцария использует первые буквы латинского наименования страны Confoederatio Helvetica), Хорватия чаще всего пользуется двумя первыми согласными буквами своего наименования по-хорватски, а Румыния использует в коде Международного Олимпийского комитета первые три буквы написания названия страны по-французски, который традиционно считается языком дипломатии и официально используется в Олимпийском движении.

Однако Якуб Мариан признает, что пользователи Google, видимо, следят и за последними мировыми событиями. Про Великобританию первый всплывающий из недр компьютерной памяти вопрос касается причин ее выхода из Европейского союза, про Францию — причин совершаемых на эту страну террористических атак, про Россию — причин бомбардировок в Сирии. Про Австрию и Финляндию чаще всего спрашивают, почему они до сих пор не в НАТО.

Самый веселый, пожалуй, вопрос достался Турции. Англоязычные пользователи Google никак не могут взять в толк, почему эта страна называется точно так же, как в английском языке называют индюшку: Turkey.

В действительности же, как писал еще Лев Гумилев, слово «тюрк» (türk), давшее название турецкому этносу, имеет значение «сильный, крепкий». А применительно к индюшке это слово стало использоваться по ошибке. В XVI веке «турецкой курицей» называли цесарок, которых экспортировали из Турции. И по аналогии колонисты в Америке так же стали называть местных птиц, индюшек.

В глубине изучения международных предрассудков с Якубом Марианом, похоже, может поспорить автор книги «Атлас стереотипов и предрассудков» Янко Цветков.

Как себе представляют Россию западные обыватели, по данным Янко Цветкова.

У этого исследователя также есть составленная им очень любопытная карта восприятия России не самой образованной частью западного общества.

На составленную им карту России Цветков нанес представления о нашей стране, которые вряд ли могут вызвать какую-то реакцию, отличную от улыбки.

Если на севере Европейской части России на этой карте еще можно встретить «Подводные лодки и болота», то есть хоть какие-то признаки жизни, то на карте за Уралом уже можно прочитать лишь, что там нет «Совершенно ничего». Еще дальше на Восток можно найти «Алмазы и шубы», а южнее — «Бабу Ягу, медведей и леса». В центре Сибири, согласно представлениям западного обывателя, считает Цветков, можно найти лишь «Взрывающиеся НЛО».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию