16+
Вторник, 27 октября 2020
  • BRENT $ 40.67 / ₽ 0
  • RTS1150.48
21 октября 2009, 20:13 Авто

У платных дорог не будет альтернативы

Лента новостей

Минэконоразвития предложил строить большинство дорог на платной основе и отойти от законодательно обязательного принципа наличия бесплатных дорог при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых

Минэконоразвития предлагает делать новые дороги платными. Фото: [ jeremy ]/flickr.com
Минэконоразвития предлагает делать новые дороги платными. Фото: [ jeremy ]/flickr.com

21 октября Минэконоразвития предложил строить большинство дорог на платной основе и отойти от законодательно обязательного принципа наличия бесплатных дорог при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых. При этом федеральные расходы на дорожное строительство в следующем году будут урезаны в несколько раз.

«Мы предлагаем, чтобы механизм платности автодорог был более гибким, и не требовалось наличие альтернативных бесплатных автодорог, таким образом, можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные», — предложил замглавы ведомства Андрей Клепач, пояснив, что это нужно в том числе для привлечения большего объема частных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

По его мнению, подобные условия можно распространить и на реконструкцию уже действующих автодорог, которые также можно сделать платными. Как он считает, негативного социального эффекта от внедрения нового подхода не будет. Клепач также поспешил успокоить потенциальных оппонентов, сказав, что проезд по платным автодорогам будет не таким уж и дорогим, чтобы граждане не смогли ими пользоваться. «Люди будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах», — сказал Клепач.

Сторонников у Клепача не нашлось

Это не первое заявление такого рода из уст госчиновника. Так, в конце августа вице-премьер Сергей Иванов не исключил, что отдельные участки федеральной автомобильной трассы «Дон» могут стать платными.

Как и тогда, недовольные этой небесспорной идеей «распространения вширь» принципа платности нашлись сразу же.

«Предложение Министерства экономического развития отказаться от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог нарушает статью Конституции РФ о свободе передвижения граждан, а также противоречит закону об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», — откликнулся на инициативу Минэкономразвития глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Он также напомнил, что пока ни одной платной магистрали в стране не построено.

«Опыта нет, реальных инвесторов пока тоже нет, окупаемость непонятна. Если предлагается сделать цену проезда по дорогам небольшой, тогда возникает вопрос, хватит ли этих денег на строительство дороги?» — риторически вопросил глава профильного комитета Госдумы.

Действительно, по его мнению, на «маленькие» деньги дорогу не построишь, а идеи государственно-частного партнерства, концессий и передового опыта в строительстве дорог «такими действиями будут вообще дискредитированы среди населения и автомобилистов», добавил депутат.

Резко против идеи Минэкономразвития выступил и первый зампред думского комитета по собственности Дмитрий Саблин. «Это нечестно по отношению к автомобилистам, правительство не оставляет им права выбора», — заявил депутат.

«Наверно, Андрей Николаевич не подумал, когда это сказал или его неправильно поняли. Можно говорить много красивых слов в пользу отмена принципа альтернативности, но то что он предлагает, называется просто — вымогательство», — заявил BFM.ru научный руководитель Интститута проблем глобализации Михаил Делягин.

Ранее в комментарии BFM.ru лидер организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отрицательно высказывался по поводу предполагаемого введения платы за проезд на основных российских магистралях. По его мнению, надежды руководства Минтранса на то, что финансирование дорожного строительства удастся реализовать за счет сбора от эксплуатации платных дорог, не оправдаются, о чем и свидетельствует опыт многих стран, включая Китай, где строительство платных автомагистралей носит чрезвычайно масштабный характер.

Километр дороги в РФ — в 3,5 раза дороже, чем в Норвегии

Кстати, весной текущего года в Подмосковье начались работы по строительству первой платной автодороги, которая будет дублировать участок Минского шоссе. Платная дорога пройдет от развязки на улице Молодогвардейская в Москве до 33-го километра Минского шоссе, в обход Одинцова. Общая сумма инвестиций в проект — 25 млрд рублей, из которых 13 млрд поступят из государственных фондов, а 10 вложат частные инвесторы.

В эксплуатацию эту 18,5-километровую трассу планируется ввести уже в 2011 году, а стоимость проезда по ней составит 3,6 рубля за километр пути. Километр ее строительства обойдется в 50 млн долларов, или в 3,5 раза дороже, чем в Норвегии.

Платную дорогу и мост решили построить и в Сургуте, а также в других регионах.

1 тысяча километров на всю Россию

Напомним, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) планирует до конца 2009 года построить и ввести в эксплуатацию всего лишь около 1 тысячи километров дорог, на что будет потрачено 246 млрд рублей. Согласно данным Федерального дорожного агентства, средние затраты на 1 км автодороги М-1 «Беларусь» (общая протяженность 97 км) составляют 669 млн рублей, автодороги М-3 «Украина» (51 км) — 362 млн рублей, автодороги М-5 «Урал» (1 тысяча 155 км) — 176 млн рублей, автодороги М-8 «Холмогоры» (участки протяженностью 44 км) — 751 млн рублей. Стоимость 1 км скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург (626 км) составляет 907 млн рублей, включая создание 4-8-полосной проезжей части, строительство обходов населенных пунктов и организацию десятиполосного движения на выходе из Москвы.

Дороги в приоритетах правительства не значатся

Некоторое время назад замминистра транспорта Олег Белозеров заявлял, что к 2015 году госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которой будут переданы федеральные дороги, длина которых в настоящее время составляет 18,3 тысячи километров, планирует привлечь для строительства платных дорог до 1 трлн рублей.

Однако эти планы поставлены под угрозу вследствие кризиса, равно и поддержание масштабного ежегодного госфинансирования «Автодора» на уровне от 50 до 100 млрд рублей.

В начале октября Миэкономразвития высказалось за пересмотр приоритетов в транспортной отрасли, скорректировав целевые показатели федеральных целевых программ (ФЦП) в сторону снижения. Предполагаемый масштаб снижения — 30%. Проекты, реализуемые по принципу частно-государственного партнерства, не тронут, но из-за недостатка ресурсов не будут в срок завершены ряд проектов.

«Я не понимаю, о какой нехватке средств можно говорить в государстве, резервы которого составляют 418 млрд долларов, а объем неиспользованных средств на счетах ЦБ 5,4 трлн рублей, что сопоставимо с расходами бюджета», — комментирует Михаил Делягин.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию