Не читал, но преподаю. Большинство учителей литературы так и не осилили «Войну и мир»
Лента новостей
Тест по роману Льва Толстого провалили 70% педагогов. Правила приема в педагогические вузы могут ужесточить. Помогут ли эти меры сделать уроки по литературе интересней, будут ли сами учителя читать классику от корки до корки?
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая публично объявила, что 70% учителей литературы не смогли пройти тест по роману Толстого «Война и мир», хотя с ним справляются школьники. Чиновница пожаловалась также на скучные тексты в учебниках русского языка и литературы.
«Я не знаю, как они учат школьников», — возмутилась Вербицкая, комментируя ответы учителей по главному эпосу русской классики. Она опровергла информацию СМИ о том, что якобы предлагала заменить в школьной программе романы Толстого и Достоевского на Библию.
«Я говорила только, что изучать роман «Война и мир» в школе очень непросто», — сказала Вербицкая. Причину чиновница видит в недостаточно качественных учебниках и в учителях, которые и сами, как оказалось, не «толстоведы». Тех, кто делает уроки русского языка и литературы интересными — дефицит, и большинство школьников в лучшем случае равнодушны к этим предметам.
Для решения этой кадровой проблемы президент РАО предложила — ужесточить правила приёма в педагогические вузы. Как — пока не объяснила. Но эта мера не выход, считает учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий
Всеволод Луховицкий член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Прием в педагогические вузы и так достаточно серьезный. Вопрос не в правилах приема, а в том, какие знания дают в педагогических вузах, а главное — мотивация студентов на работу. Второй момент в том, что проверяли не прошлогодних выпускников. Я могу составить такую анкету, даже не по «Войне и миру», а по «Сказке про курочку Рябу» — на нее никто не ответит. Это зависит исключительно от того, зачем мы эту анкету составляем, с какой целью? Как любой социологический опрос, с достаточно сознательным желанием получить определенные результаты».
Есть и экономическая причина снижения качества преподавания — это учительские зарплаты. Ещё недавно в сторону педагогических вузов абитуриенты и не глядели, считая профессию бесперспективной с материальной точки зрения. Кадровый кризис и поверхностное знание классики как раз отсюда, говорит заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член- корреспондент РАО Евгений Ямбург
Евгений Ямбург заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО «Как писал замечательный педагог Януш Корчак — «школа стоит не на Луне». Стоило достаточно прилично поднять зарплаты в Москве, Санкт-Петербурге, и в педагогические вузы увеличился конкурс, пошли ребята, которые хорошо сдавали экзамен, в том числе и по литературе. До этого был такой тренд: юристы, экономисты. В престижный вуз выстраивались по четыре человека на место, а в педагогические те, о ком говорилось в 70-е годы «ума нет — иди в пед». Проблемы эти не решаются административным путем, они решаются через другие способы подготовки. Изменились дети, изменился контекст. Сегодня в тренде инклюзивное образование, педагог должен быть не только физиком, химиком, историком, но и знать психологию детей, их реальные учебные возможности. Изучение «Войны и мира» в школе — это достаточно непростое занятие. Если объективно, по данным академика Собкина, сегодняшний подросток читает в год 4,5 книги, и это по собственному желанию».
Учитывая такой низкий показатель усвоения книг у подростков, сложно представить, что целый год они посвятят четырехтомнику «Войны и мира». На профессиональных форумах и сайтах учителя делятся опытом, как проявляют чудеса изворотливости, чтобы мотивировать школьников прочесть роман. Один пишет: главное — отвлечь от объема и сразу зацепить любовной линией, другой ведёт урок вместе с учителем истории и картой баталий 1812 года, третий делает театральные постановки. Писатель и учитель литературы Дмитрий Быков даже разработал специальную схему сюжетных линий «Войны и мира». При этом подчеркивает: «это самый сложный текст русской литературы».
В оправдание учителей, проваливших тесты, хочется добавить только, что сам Толстой писал роман семь лет. Как говорят специалисты, бывало, что семья Толстых читала отрывки вслух, а Лев Николаевич вдруг спрашивал: «Что это вы там читаете? Недурно написано!»